СТАТЬИ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Неделя естествознания

Чеберяко Елена Владимировна


Неделя естествознания

(фотоотчёт)


Во II четверти 2015-2016 учебного года в школе прошла неделя естественных наук.

Были проведены следующие мероприятия:


  • Интеллектуальный кубик, игра посвященная науке «Биология» (учитель Чеберяко Е. В. )
  • Географическое путешествие (учитель Новикова Т. В.)
  • Химическая сказка, театрализованное представление (учитель Чеберяко Е. В.)
  • Конкурс стенгазет «Естественные науки»
  • День открытых дверей (Физика) (учительПотапова Г. Н.)


Обучающиеся всей школы приняли активное участие во всех мероприятиях недели.


  1. Представление команд  
  2. Игра начинается!  
  3. Актеры гримируются  
  4. Снимок на память  
  5. Начало сказки  
  6. В представлении приняли участие актеры школьного кукольного театра  
  7. Мы в город изумрудный идем дорогой трудной  
  8. Разбойники  
  9. Веселый танец разбойников  
  10. Сколько «серебра»!  
  11. Это – не серебро!  
  12. «Хочу малиновый компот!»  
  13. Калий бурно взаимодействует с водой  
  14. Великий Гудвин всем поможет!  
  15. Игра «Интеллектуальный кубик» (Биология)  
  16. Строгое жюри  
  17. «Грань I, сектор – зеленый»  

Организация классного клуба «Вес. Эр.» (Веселый эрудит) для младших школьников

Гапизова Марина Васильевна


Организация классного клуба «Вес. Эр.» (Веселый эрудит) для младших школьников



Введение


Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Именно в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами такого развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач, стоящих пред педагогом. Кроме этого, младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки. Необходимо лишь понимание его забот, волнений, переживаний. Особенно для детей, вступивших в новый этап своей жизни, школьный, и попав в новые условия жизнедеятельности, а именно, в условия санаторно-лесной школы, в условия оторванности от привычной домашней среды, обязательно нужна ситуация успеха и удовлетворения. Некоторым детям, которые пришли в школу с определенными проблемами (а количество таких детей растет с каждым годом) не удается адаптироваться к процессу обучения. У них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми.

Именно внеурочная, внеклассная деятельность, а в частности, работа классного клуба, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а также создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать ему возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Проведение клубных часов, с соответствующими атрибутами и ролями, является очень удачной формой неформального взаимодействия всех членов классного коллектива. Такая форма работы с детьми объединяет в себя практически все воспитательные мероприятия, которые можно проводить с детьми – это и беседы, и викторины, и конкурсы, и подвижныеигры, и отмечать какие-то знаменательные даты и все, все, все… под названием «Клубный час». Вот так в нашем классе возник клуб «Вес. Эр.»


Основные направления клубной деятельности


Просвещение. Получение младшими школьниками дополнительных знаний по жизненно важным вопросам, расширение их кругозора, повышение эрудиции. Благодаря неформальному общению и интересным для ребят формам подачи материала, все усваивается гораздо лучше, чем на уроке, ликвидируются пробелы в знаниях.


Развитие общественной активности. Происходит уже на начальном этапе, так как во время подготовки и проведения мероприятия ребята видят результаты своей работы, осознают ее значимость не только для себя, но и для своих одноклассников, педагогов. Чтобы закрепить этот момент в сознании ребят, нельзя оставлять без внимания ни одно положительное действие ребячьей активности.


Развитие инициативы и творчества. При подготовке мероприятия проводится беседа с учащимися, интересна ли им тема, что дети хотели бы добавить или изменить. Для младших школьников характерно демонстрировать свои творческие способности: рисовать, танцевать, петь, выступать в роли главного героя сказки и т.д. Такой порыв обязательно поощряется и используется. Так ребенок учится не быть равнодушным.


Формирование общественного мнения на основе общения. При обсуждении тем происходит непринужденное общение. Дети учатся задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения, не опасаясь вызвать недовольство друзей и взрослых. Такую возможность им предоставляет неформальная обстановка клубных часов.


Организация культурного отдыха и развлечений. Все образовательные и воспитательные задачи в клубе решаются на основе хорошо организованного отдыха и развлечений. Именно это привлекает ребят на начальном этапе. А для некоторых из них это единственный источник приобщения к культуре, творчеству, возможность почувствовать себя на равных с другими ребятами. А участвуя в организации мероприятия, ребенок расширяет сферу своих способностей, получает уверенность в своих возможностях.


Как происходила организация клуба «Вес. Эр.» на практике и фрагменты его работы.


Клуб является добровольным, самодеятельным, общественным объединением учащихся в рамках одного класса. В конкретном случае – 4-го. В основе работы клуба – неофициальное общение учащихся и взрослых, товарищество, уважение, сотрудничество, детская инициатива и участие в управлении. Такая форма работы включает в себя комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.


Цели:


  • помочь младшим школьникам адаптироваться в условиях новой школьной среды и современной жизни;

  • дать возможность ребятам раскрыть свои творческие способности;

  • воспитывать детей на положительных примерах.



Задачи:


  • подготовить ребят к длительной учебной работе в санаторно-лесной школе;

  • заинтересовать детей неформальным, интересным, полезным общением друг с другом, со взрослыми;

  • помогать «трудным» найти свое место в школьном коллективе;

  • дать возможность как можно большему количеству ребят продемонстрировать свои положительные качества и возможности, помочь им завоевать авторитет и самоутвердится на основе их положительного опыта;

  • пропагандировать здоровый образ жизни;

  • развивать инициативу, приобщать к самоуправлению;

  • формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями других участников мероприятия, способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать);

  • формирование социально адекватных способов поведения и толерантного отношения друг к другу.



Немаловажную роль в успехе мероприятия играет оформление помещения, где будут проходить клубные часы. Оно должно быть необычным, ярким, так как ребята младшего возраста очень впечатлительны и эмоциональны. Клуб имеет вывеску, эмблему, членские билеты и рекомендации «Как стать членом клуба». Причем ребята с удовольствием включаются в работу по оформлению клуба. Педагог фотографирует детей, и каждый ученик изготавливает свой членский билет с фотографией. Что придает ему (ребенку) значимость и повышает чувство ответственности. В этой работе проявляется вся фантазия ребенка.

На каждое заседание клуба назначаются дежурные, которым учащиеся предъявляют свои членские билеты.


Клубный час проводится один раз в неделю. Ведет заседание председатель. Это выборная должность. Каждый ученик за год бывает председателем несколько раз. Ребятам эта должность очень нравится, они учатся говорить и руководить, хоть маленькой, но аудиторией. Это их раскрепощает, активизирует, учит быть самостоятельными и ответственными. Председатель имеет отличительный костюм: шелковый плащ-накидку со звездами, жабо и «академическую шапочку», что придает торжественность момента и значимость.



Председатель начинает заседание с приветствия. Примерно так: «Здравствуйте, уважаемые члены клуба. Мы очень рады снова видеть вас на нашем клубном часе! …» Далее сообщает тему заседания, план работы, предоставляет слово при необходимости педагогу для пояснения и проводит мероприятие по плану. Тема мероприятия и план проведения заранее оговаривается с педагогом. Причем, печатный текст выдается председателю сознательно перед началом мероприятия. Дети понимают, что от них не требуется точного воспроизведения текста, им не ставятся за это отметки, и они могут импровизировать. Это помогает им тренировать память и улучшать свои показатели в учебной деятельности.



Заседания заканчиваются чаепитием. В непринужденной обстановке, за чашечкой чая, очень хорошо проходит рефлексия. Накрывать на стол входит в обязанности дежурных. Хочется обратить внимание, что для сладкого стола достаточно чая и булки с вареньем. И каждый ребенок хочет принести для всех варенье из дома. И мамы им в этом с удовольствием помогают. Это свидетельствует о том, что детям очень нравится такая форма мероприятия. И они с радостью делятся впечатлениями с родными дома.



И еще, обязательным компонентом каждого клубного часа, является тихая фоновая музыка. В основном используются классические инструментальные произведения. А во время чаепития, после рефлексии, дети устраивают маленькую дискотеку.


Фрагменты некоторых заседаний


Конкурсная игра « Самый... самый… самый…»



«Театр одного актера»



«День всех влюбленных»



Конкурс среди девочек « Самая умелая, самая веселая девочка на свете»



Командная игра «В гости к Марсианам»



Заключение


Такая форма работы с учащимися имеет большое значение, особенно, когда дети оторваны от домашней среды. Во-первых, это нравится детям. Во-вторых, они узнают много нового и интересного, что способствует интеллектуальному развитию, развитию познавательного потенциала. В-третьих, посредством игры происходит всестороннее развитие личности ребенка, формирование человека как субъекта, т.е. носителя сознания, воли, жизненной позиции.


В.А.Сухомлинский писал: “Игра – широкое многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры, умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение в школе”


Литература

Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1-4 классы.-- М.: ВАКО, 2006.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.,1995.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2001.

http://www.uchmet.ru/library/material/143042/

Интеллектуально-познавательная викторина в 5 классе «Город, воспетый в стихах и легендах»

Михайлова Людмила Петровна


Интеллектуально-познавательная викторина в 5 классе «Город, воспетый в стихах и легендах»


Цель: активизация культурного досуга, закрепление знаний, полученных на уроках, экскурсиях, внеурочных мероприятиях


Задачи:

  • Развитие познавательно-мыслительной деятельности
  • Формирование у детей чувства коллективизма мы класс, едины и неразделимы
  • Развитие творческих способностей детей
  • Эмоциональная насыщенность жизни класса: мажор, игра, соревнования, т.е. педагогика радости.



Оборудование: кубик с цветными гранями, видеопроектор, экран на классной доске, стол в центре класса, бланки для жюри, фонограмма гимна Смоленска, музыка для создания фона во время чтения стихотворения.


Формирование УУД:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для ответа, презентовать подготовленную информацию.

Коммуникативные: навыки сотрудничества, составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства.

Регулятивные: умение выстраивать ответ, корректировать деятельность, оценивать и сравнивать с эталоном результаты деятельности, анализировать свою работу; отвечать на вопрос, что я не знаю или не умею.

Личностные: мотивация изучения нового материала, умение презентовать себя, свои личные качества, усвоенные знания, правильную речь.


Тип мероприятия: интеллектуальная викторина с элементами игры.



Подготовительный этап:


  1. Прогулки и экскурсии по Смоленску.
  2. Беседы по истории города.
  3. Просмотр фильма Департамента Смоленской области по культуре «Путешествие по Смоленщине».
  4. Просмотр фильма Департамента Смоленской области по культуре «Смоленщина. Сквозь время».



Ход мероприятия:


Организационный момент


Формулирование темы

Дети заранее разделены на две команды, они сидят за столами, команды разделяет стол ведущего, где капитаны команд будут бросать «интеллектуальный кубик».


Воспитатель:

- Мы прослушали «Гимн Смоленска» и, наверное, уже поняли, о чём сегодня мы будем говорить. Кто может назвать тему нашей викторины?

(Ответы детей).

- Дейсвительно, наша викторина посвящена родному городу и называется она «…..»

- Я представляю членов жюрю:…


Инструктаж. Эмоциональный настрой


- Два месяца мы изучали природу и сейчас посмотрим, какие знания мы приобрели. У нас две команды…(названия, краткая характеристика) и один кубик. Кубик не простой, а интеллектуальный. Каждая его сторона – это наши с вами «тропинки по городу Смоленску»:

жёлтая – «Древняя история Смоленска»,

зелёная –« Крепостная стена»,

красная – «Боевая летопись»,

синяя – «Великие имена»,

коричневая – «Великая Отечественная война в истории Смоленска»

белая – «Видеонаблюдения».

- На каждой тропинке 6 вопросов. Вы можете выбрать поочерёдно 2 сложных вопроса и получить за ответ 5 баллов, 2 – не очень сложных – на 4 балла или 2 лёгких, стоимостью 3 балла. Если параллельно столу кубик упадёт белой гранью, мы с вами с помощью видеоклипов прогуляемся по улицам родного города.

- А итоги наших прогулок подведёт жюри, в составе:…


Основная часть



- Капитаны команд по очереди на столе бросают кубик, команда выбирает вопрос на 5, 4 или 3 балла. Получают вопрос, совещаются примерно 30 сек., кто-то один отвечает. Если команда не может ответить, она не получает баллы, вопрос остаётся в «копилке», очередь переходит другой команде. Если заканчиваются вопросы, предположим, на 3 балла, можно выбрать вопрос на 4 или 5 баллов.


Викторина

Вопросы по темам


Древняя история Смоленска


  1. Кто такие кривичи? ( В середине первого тысячилетия н.э. на территории Смоленской области начал складываться большой племенной союз, который назывался кривичами. Когда распался первобытнообщинный строй у кривичей, то патриархальные посёлки (городища) сменили открытые поселения-селища. Позднее в 9 веке возник Смоленск – стольный город кривичей, первое упоминание в летописи о котором было в 863 году.
  2. Где зародился наш город? (Место рождения Смоленска – пригородный посёлок Гнёздово.)
  3. Почему наш город назван Смоленском? ( Происхождение названия объясняют по-разному. Одни считают, что название города происходило от колодца, который именовался «Смолиловыи», другие – от названия небольшой речки Смолянки, третьи, пожалуй, дают самое вероятное истолкование: «В древние времена в верховьях Днепра росли большие хвойные леса. Из них население гнало смолу и смолило суда.»)
  4. С чем связано наименование «Гнёздово»? (Наименование «Гнёздово» связвно с понятием «гнезда», по-древнерусскому – города. Гнёздовский Смоленск в представлении современных ему жителей был тоже «гнездом» с названием Смоленск. После переноса Смоленска на современное местонахождение, бывший древний центр стал именоваться «Гнездом», т. е. гнездом из которого развился город.)
  5. С чем был связан приезд Петра 1 в Смоленск? (С ремонтом Крепостной стены (1698 – 1706 гг.), в связи с победой под деревней Лесной (ныне Могилёвская обл.) в 1708 году и победой в Полтавской битве в 1709 году.)
  6. С чем был связан приезд в Смоленск Бориса Годунова? (Со строительством Крепостной стены)



Крепостная стена


  • Назовите годы строительства крепостной стены. (1596 – 1602)
  • Назовите имя, фамилию, прозвище человека, под руководством которого шло строительство крепостной стены. (Фёдор Савельев, по прозвищу Конь.)
  • Сколько башен имела крепостная стена? (38)
  • Назовите любые 10 названий из 30 башен крепостной стены.


(Молоховская, Фроловская, Лазаревская, Крылошевская, Авраамиевская, Никольская, Еленинская, Копытецкая, Пятницкая, Воскресенская, Семёновская (Стрелка), Стефановская (Голышевская), Роговка (Позднякова), Воронина, Зимбулка, Безымянная, Моховая, Артемиевская, Донец (Тюкинская), Бублейка, Гуркина, Казанская, Лучинская (Веселуха), Орёл, Заалтарная, Долючевская, Шембелева, Евстафьевская (Балакирева), Грановитая, Громовая (Тупинская), Касандаловская, Коломенская, Богословская, Микулинская, Иверская, Городецкая, Костыревская.

  • Чем объясняется название башни «Лучинская» или «Веселуха»? (Первое название дано по месту расположения – на краю высокой луки, второе название – с этой башни открывалась «весёлая панорама» - красивый вид на реку.)
  • Чем объяснить название башни Тупинская или Громовая? (Первое название от тупого угла, который образует стена перед этой башней, второе – оттого, что когда-то в этой башне разразился сильный удар грома.)
  • С чем связано название башни Стрелка? ( Название «Стрелка» происходит от флюгера, укреплённого на вершине башни.)
  • С чем связано наименование башни Гуркина? (Башня Гуркина названа в честь Гура Вахромеева, московского мастера каменных дел, востанавлевавшего Смоленскую стену после разрушения её Наполеоном.)
  • Весть о Смоленской крепости разошлась по всей Европе. Какое название получила Смоленская крепостная стена? («Каменное ожерелье Руси»)
  • Кем был заложен первый камень смоленской крепостной стены? (Борисом Годуновым)



Боевая летопись


  • Кто такой Меркурий Смоленский? (По легенде, Меркурий Смоленский был предводителем смоленских дружинников, боровшихся против монголо-татар. Он участвовал в ожесточённых сражениях с монголо-татарами и погиб в неравном бою как храбрый воин. Смоляне причислили его к святым.)


  • В каких веках Смоленск переживал нашествие монголо-татар? (13-14в.)
  • Какой князь руководил отрядом смоленских воинов в битве на реке Калке? (Князь Владимир)
  • В каком веке смоляне боролись за свою независимость против литовских феодалов? (14-15 веках)
  • Какая битва произошла в 1410 году, участие в которой приняли смоленские воины? (Грюнвальдская битва)
  • Чем знамениты события 1609-1611 гг. для Смоленска? (Это даты героической обороны Смоленска в период нашествия польских феодалов, которую возглавил смоленский воевода Михаил Борисович Шеин)
  • Какую роль играл Смоленск в период нападения на русскую землю? (Город-ключ, город-щит, Богатырская застава Москвы.)
  • Когда смоленская земля была освобождена от поляков и возвращена русскому государству? (В 1654 году)
  • Расскажите историю появления Шеинова бастиона. ( Чтобы освободить Смоленск от польских феодалов в 1633 году под руководством воеводы Шеина русские сделали подкоп под Грановитую башню. Заложенные туда мешки с порохом были подожжены. Однако взлетевшие на воздух башня и часть стены не дали возможности прорваться в осаждённый город. На месте взорванной башни насыпали земляной холм, который и носит в настоящее время название «Шейнов бастион»)
  • Кто из великих русских писателей и в каком произведении описал смоленское сражение 1812 года? (Лев Толстой в романе «Война и мир»)
  • Что вам известно о дате 4-5 августа 1812 года? (Дата сражения русских войск с армией Наполеона под г. Красным)
  • Назовите место расположения Королевского бастиона. (Городской парк культуры и отдыха «Лопатинский сад»).
  • Что вы знаете о полковнике Энгельгарде? (Павел Иванович Энгельгаод – помещик села Дягилева Поречского уезда, один из зачинателей партизанского движения на Смоленщине. Вместе со своими дворовыми людьми он нападал на французские мелкие отряды и расправлялся с ними. По доносу Энгельгард был схвачен и доставлен в Смоленск.В ответ на предложение о поступлении на службу в наполеоновскую армию предпочёл смерть. Был расстрклян у молоховских ворот)
  • После разгрома неприятеля под Красным фельдмаршалу Кутузову был присвоен почётный титул. Какой титул был присвоен Кутузову? (Титул князя Смоленского.)
  • Именами каких героев Отечественной войны 1812 года названы улицы Смоленска? (Багратиона, Кутузова, Неверовского, Раевского)
  • Кто из русских полководцев руководил сражениями с агрессорами на Смоленской земле во время войны 1812 года? (Багратион, Барклай-де-Толли)
  • Назовите имена командиров отрядов, участвовавших в партизанском движении 1812 года? (Василиса Кожина, Ермолай Четвертаков, Степан Ерёменко, Никита Минченков, Семён Емельянов, Денис Давыдов.)
  • Что олицетворяет памятник с орлами героям Отечественной войны 1812 года? (Высокая скала – Россия, воин, взбирающийся на скалу – армия Наполеона, Два могучих орла – русские армии Багратиона и Барклая-де-Толли)


Великие имена


  1. Какую роль в истории Смоленска сыграл зодчий Фёдор Конь? (Построил крепостную стену.)
  2. Назовите имя великого композитора-смолянина (Михаил Иванович Глинка).
  3. Название село, в котором родился и жил Ю.А.Гагарин (с.Клушино, Гжатского района.)
  4. Назовите фамилию известного русского художника-смолянина ( Михаил Микешин).
  5. Назовите имя смоленского просветителя конца 12 начала 13 веков (Монах Авраамий.)
  6. Назовите имя первого князя Смоленска. (Ростислав Мстиславович, внук Владимира Мономаха)
  7. Назовите имя известного скульптора-смолянина, музей которого есть в Смоленске? (Конёнков.)
  8. Назовите имена двух великих путешественников-смолян (Пржевальский, Козлов.)
  9. Назовите имя русского адмирала-смолянина (Нахимов)



Великая Отечественная война в истории Смоленска


  1. Назовите имя юного партизана-смолянина, награждённого медалью Отечественной войны 1 степени (Вася Малиновский)
  2. Кто был командиром прославленного партизанского соединения «Батя»? (Коляда)
  3. Назовите имя смолянина, водрузившего знамя победы над Рейстагом (Михаил Егоров)
  4. Память какого героя-комсомольца увековечена памятником в центре Смоленска, у Дворца творчества (Владимир Куриленко)
  5. Назовите дату освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков (25 сентября 1945 года)
  6. Сколько времени Смоленск находился в оккупации ? (С 16 июля 1941 года по 25 сентября 1943 года)


Заключение


- За вашей работой, ребята, пристально наблюдали члены жюри и сейчас они подведут итоги.

Подведение итогов, награждение победителей.


Рефлексия

Интеллектуально-развлекательная викторина в 5 классе "Лесные тропинки"

Михайлова Людмила Петровна


Интеллектуально-развлекательная викторина в 5 классе "Лесные тропинки"


Цель:

активизация культурного досуга, закрепление знаний, полученных на уроках, экскурсиях, внеурочных мероприятиях


Задачи:

  • Развитие познавательно-мыслительной деятельности
  • Формирование у детей чувства коллективизма мы класс, едины и неразделимы.
  • Развитие творческих способностей детей.
  • Эмоциональная насыщенность жизни класса: мажор, игра, соревнования, т.е. педагогика радости.


Оборудование:

кубик с цветными гранями, видеопроектор, экран на классной доске, стол в центре класса, бланки для жюри, фонограмма песни Ю.Чичкова и П. Синявского «Родная песенка», музыка для создания фона во время чтения стихотворения.


Формирование УУД:


Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для ответа, презентовать подготовленную информацию.

Коммуникативные: навыки сотрудничества, составлять небольшие устные монологические высказывания, приводить убедительные доказательства.

Регулятивные: умение выстраивать ответ, корректировать деятельность, оценивать и сравнивать с эталоном результаты деятельности, анализировать свою работу; отвечать на вопрос, что я не знаю или не умею.

Личностные: мотивация изучения нового материала, умение презентовать себя, свои личные качества, усвоенные знания, правильную речь.


Тип мероприятия: интеллектуальная викторина с элементами игры.


Подготовительный этап:


  1. Прогулки и экскурсии в лес.
  2. Беседы по экологии.
  3. Работа с «Красной книгой».
  4. Чтение книг В. Бианки, К. Паустовского, М. Пришвина.
  5. Чтение сказки Б.Заходера «Серая звёздочка».
  6. Сказка Э.Успенского «Отпуск крокодила Гены».
  7. Викторина «Загадки природы».
  8. Урок здоровья «Лес – лёгкие планеты».



Ход мероприятия


Организационный момент.

Формулирование темы

Дети заранее разделены на две команды, они сидят за столами, команды разделяет стол ведущего, где капитаны команд будут бросать «интеллектуальный кубик».

Девочки под фонограмму исполняют «Родную песенку» муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского:

Льётся солнышко весёлое

Золотыми ручейками

Над садами и над сёлами,

Над полями и лугами.

Припев: Здесь идут грибные дождики,

Светят радуги цветные.

Здесь простые подорожники,

С детства самые родные.

Тополиные порошицы

Закружились на опушке,

И рассыпались по рощице

Земляничные веснушки.

Припев.

И опять захороводились

Стайки ласточек над домом,
Чтобы снова петь о Родине

Колокольчиком знакомым.


Воспитатель:

- Мы прослушали «Родную песенку» ( муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского) и, наверное, уже поняли, о чём сегодня мы будем говорить. Кто может назвать тему нашей викторины?

(Ответы детей).

- Дейсвительно, наша викторина посвящена родной природе и называется она «…..»

- Школа наша находится в лесу. А что вы делаете, чтобы окружающая вас природа не страдала?

(Ответы детей).

- Знаете ли вы правила поведения в лесу?

(Ответы детей).

Воспитатель: Давайте обобщим сказанное:

- В лесу не рвать!

- Не ломать!

- Не кричать – мы мешаем птицам и всему живому!

- Не загрязнять лес!

- Любоваться, наблюдать, слушать!


Инструктаж. Эмоциональный настрой.


- Два месяца мы изучали природу и сейчас посмотрим, какие знания мы приобрели. У нас две команды…(названия, краткая характеристика) и один кубик. Кубик не простой, а интеллектуальный. Каждая его сторона – это наши с вами «тропинки в природу»:

жёлтая – «Маленькие тайны природы»,

зелёная –« Лесная аптека»,

красная – «Остроглаз»,

синяя – «Зелёный луг»,

коричневая – «Экологическая тропа »

белая – «Видео-наблюдения».

- На каждой тропинке 6 вопросов. Вы можете выбрать поочерёдно 2 сложных вопроса и получить за ответ 5 баллов, 2 – не очень сложных – на 4 балла или 2 лёгких, стоимостью 3 балла. Если параллельно столу кубик упадёт белой гранью, мы с вами с помощью видеоклипов прогуляемся по настоящим лесным тропинкам.

- А итоги наших прогулок подведёт жюри, в составе:…



Основная часть.


- Капитаны команд по очереди на столе бросают кубик, команда выбирает вопрос на 5, 4 или 3 балла. Получают вопрос, совещаются примерно 30 сек., кто-то один отвечает. Если команда не может ответить, она не получает баллы, вопрос остаётся в «копилке», очередь переходит другой команде. Если заканчиваются вопросы, предположим, на 3 балла, можно выбрать вопрос на 4 или 5 баллов.


Викторина

Вопросы по тропинкам:


Зелёный луг.


  1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник). (3 б.)
  2. Лесоводы иногда называют берёзу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.) (5 б.)
  3. Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое дерево.) (5 б.)
  4. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоём от излишнего испарения.) (5 б.)
  5. Какое дерево цветёт позднее всех? (Липа цветёт летом.) (4 б.)
  6. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, сатанинский гриб, желчный гриб.) (3 б.)
  7. Название какого ядовитого растения связано с названием птицы? Зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.) (4 б.)
  8. Название какого растения говорит о том, где оно живёт. (Подорожник) (3 б.)
  9. Гирлянды белых маленьких колокольчиков вися между большими остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красные ягоды. Они ядовиты. (Ландыш) (3 б.)


Лесная аптека.


  1. Ты натёр ногу в пути, Как облегчить боль? (Приложить подорожник.) (3б.)
  2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусах насекомых? (Листья подорожника.) (3б.)
  3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Торфяной мох, он хорошо впитывает кровь и гной содержит дезинфицирующее средство сфаигол.) (5б.)
  4. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.) (3 б.)
  5. Плоды каких кустарников очень богаты витамином «С»? (Шиповника, чёрной смородины.) (4 б.)
  6. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля.) (5 б.)
  7. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)( 3 б.)

8. Какие болезни лечит красавица-берёзка? (Почки берёзы используют как мочегонное, потогонное, желчегонное средство.) (4 б.)


9. Трава от 99 болезней. (Зверобой) (3 б.)


Остроглаз


  1. Как по клюву отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.) (5 б.)
  2. Какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? (Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.) (5 б.)
  3. На стволе берёзы кольцом ряд отверстий. Чья это работа? (Дятел весной пил берёзовый сок.) (4 б.)
  4. Кто кукует у кукушки? (Самец.) (3 б.)
  5. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.) (4 б.)
  6. Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.) (3 б.)
  7. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха. В апреле.) (3 б.)
  8. Почему у берёзы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.) (4 б.)
  9. У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черёмухи, смородины, манжетки.) (4 б.)
  10. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые


молодые, дольше живут.) (5 б.)


Маленькие тайны природы.

  1. Почему крапива «жжётся»? (В волосках, на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении кожи кончик волоска ломается. Содержащие кремнезём стенки делают ранку на коже, жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.) (4 б.)
  2. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет – глубокие ямки – барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает её и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.) (5 б.)
  3. На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? ( Принимал «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.) (4 б.)
  4. Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.) (3 б.)
  5. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.) (3 б.)
  6. Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых). (5 б.)


Экологическая тропа


  1. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где свежий воздух.) (4 б.)
  2. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать музыку, разжигать костры? (Шум и запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек - искать укромные места.) (5 б.)
  3. Вы увидели гнездо птицы, как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле – не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.) (4 б.)
  4. Вылетевших из гнезда птенцов называют слётками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, а выпущенный на волю он будет беспомощным.) (4 б.)
  5. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костёр, окурок, молния.) (4 б.)
  6. Как правильно разжечь костёр? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить подальше от огня. Когда костёр будет залит водой, убрать головни, уложить дёрн обратно и хорошо полить.) (5 б.)
  7. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота.) (3 б.)


Заключение


Подведение итогов.



- Пока жюри подводит итоги нашей викторины, послушаем стихотворение

С. Погореловского «Здравствуй лес».

Звучит «Славянский танец №10» А.Дворжака. Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

(Члены жюри называют победителей, вручают сладкие призы.)


Рефлексия


- Закончи предложения:

Рыбе нужна… (вода)

Птице нужен … (воздух).

Зверю нужны… (лес, степь, горы, поля…)

А человеку нужна … (Родина)

Охранять природу, значит… (охранять Родину)

Я узнал…

Мне было интересно…


Интернет-ресурсы:

http://www.youtube.com/watch?v=SF2RomOvfq0

http://www.youtube.com/watch?v=ackyJpppG_Y

Конкурсная игра для учащихся начальных классов «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАЗИНО»

ГАПИЗОВА Марина Васильевна


Конкурсная игра

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ КАЗИНО»

(воспитательное мероприятие для учащихся начальных классов)


ЦЕЛИ:



  • закрепление имеющихся знаний в различных областях науки;

  • расширение кругозора учащихся;

  • совершенствование методики «мозгового штурма», способствующей развитию логического мышления;

  • воспитание системы межличностных отношений.



ЗАДАЧИ:



  • создать условия для развития у детей познавательного интереса;

  • способствовать формированию стремления ребенка к размышлению;

  • активировать мыслительную деятельность;

  • вызвать интерес к совместной деятельности и активному участию детей в игре.



Формирование УУД:


Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, полученную в результате учебной деятельности; ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; навыки сотрудничества.

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученных от успешной ( неуспешной деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику.

Виды деятельности: игровая, познавательная.


Оборудование:



  1. «Деньги» - картонные жетоны с надписью «1 УМ».

  2. «Черный ящик» с предметами – отгадками.

  3. Мешок с надписью «КОТ».

  4. Конфеты.


Ход игры.


Ведущий. Добрый день, мои дорогие умники и умницы! Я приветствую вас в нашем интеллектуальном казино! Слышали ли вы о таком заведении? (ответы учащихся).

Наше казино необычное, где каждый может заработать «деньги» своим умом. И «деньги» у нас особенные! Это – жетоны, достоинством в «один ум»… Помните пословицу: один ум хорошо, а два лучше… А у вас их в начале игры будет у каждого по 5. Причем в течение игры вы сможете как увеличить свое «умственное состояние», так и стать банкнотом, потеряв все свои таланты. В конце игры ваши «умы» будут обменены на конфеты. В игре вас ждут вопросы из таких наук: литература, математика, история, природоведение, языкознание, а так же из областей искусства, спорта, народных примет и остроумия.

Я называю область знания, а вы, если решитесь отвечать, должны сделать ставку своими «умами». В случае удачи ваша ставка увеличивается на столько же, если ошибаетесь – и тогда ваши «умы» пополнят кассу нашего веселого казино. Вам будет предложено 3 варианта ответа, один из которых правильный. Вам надо не спеша подумать, вспомнить, что знаете или что слышали и выбрать правильный ответ. А чтобы ответить на некоторые вопросы, надо использовать логическое мышление. Подсказки других игроков будут штрафоваться так же «умами»


гейм «ВОПРОСЫ



1.Вопрос из области языкознания. Кто смелый? Делаем ставки! Что означает выражение «ум за разум заходит»?

а) человек устал и не соображает; +

б) много думает;

в) мечтает.

2. Народное остроумие. Ставка! В народной пословице говорится, что человек что-то делает «…. Спустя рукава» Что?

а) играет; б) работает; в) кушает.

3. Народные приметы. Ставка! «Затишье перед …»

а) засухой; б) дождем; в) бурей.

4. Природоведение. Ставка! Сколько цветов в радуге?

а) 6; Б) 7; В) 8.

5. Математика. Ставка! Какая часть, например пирога, больше?

а) одна десятая; б) одна сотая; в) одна тысячная?

6. Искусство. Ставка! Какой композитор является нашим земляком?

А) Чайковский; б)Бетховен; в) Глинка

7. История. Ставка! Какая страна напала на Россию 22 июня 1941г?

а) Франция б) Китай в) Германия

8. Литература. Ставка! Одним из героев сказок А.С. Пушкина является царь Дадон. Какой?

а) Сказка о царе Салтане б) Руслан и Людмила в) Сказка о Золотом петушке

9. Спорт. Ставка! В какой стране проходили Олимпийские игры в 1980г., символом которых был Мишка?

а) Греция б) Россия в) Америка

10. Народное суеверие. Ставка! Когда человеку надо глянуть на себя в зеркало?

а) когда черная кошка перебежит дорогу б) когда человек встречает другого с пустым ведромв) когда человек что-то забыл дома и вернулся


2 гейм «Черный ящик»

Ведущий. Следующий гей называется « Черный ящик». Это задание рассчитано на команду. Его обсуждают 30 сек. Кто-то один дает ответ. Если ответ правильный, все члены команды получают по «уму». Команды получают задания по очереди.


  1. В «черном ящике» находится предмет, с помощью которого можно изготовить замечательные вещи, а можно убить одного из героев русских народных сказок. (Игла)

  2. Предмет, с помощью которого тоже можно изготовить самые разнообразные вещи, а можно найти путь-дорожку а сказках. (Клубок)

  3. Предмет, глянув на который , человек может увидеть себя, или знакомых, или незнакомых людей. (Фотография).

  4. Предмет, которым некоторые людей пользуются без конца, пока не выйдут из дома. Некоторые – пользуются мельком, прежде чем выйти из дома. А некоторые вообще не пользуются этим предметом, когда собираются выйти из дома. (Зеркало).


Ведущий. Итак, завершились два гейма игры? Можете подсчитать ваши «умы» и приготовиться к последнему гейму.


3 гейм « Кот в мешке»



Ведущий. Кто мне скажет, что означает выражение «купить кота в мешке»? (получить неизвестное). Так вот последний гейм у нас будет проходить в виде аукциона. Т.е. распродажа с молотка. Угадать и приобрести ценную вещь может тот, кто сделает большую ставку. Но учтите также, что он может и потерять поставленные «умы» в случае неправильного ответа. Задания будут по сложнее.

Кот №1. В мешке вещь, из-за которой библейские герои лишились постоянного места жительства….Продолжать наводящие вопросы буду после ставки. Стартовая цена 2 «ума»! Кто больше? Продолжаем!

Кто-то из сказочных героев изменил свою внешность с помощью этого предмета. А кто-то погубил свою соперницу в одной из сказок А.С.Пушкина. (Яблоко).

Кот № 2. В мешке предмет, который, по мнению родителей, просто необходим детям… Ставка 2 «ума», кто больше? Продолжим… Чтобы вдохновлять и поддерживать их, когда им горько! И для поднятия настроения. (Шоколад).

Кот № 3. Сегодня ты о них мечтал….. Ставка 2 «ума», кто больше? Продолжим… Их кто-то нынче потерял.

Без них тебе в игре не обойтись,

Тогда плати и не скупись! (5 «умов»).


Итог. Рефлексия.



  1. Понравилась ли вам сегодняшняя игра в казино?

  2. Что нового вы узнали во время игры?

  3. Что было для вас особенно интересно?

  4. На какие вопросы вы знали правильные ответы, а не догадывались?

  5. А теперь я обменяю ваши «умы» на конфеты .



Использованная литература:



  1. Газета для организаторов внеклассной работы «Последний звонок», № 11 за 2008 год.

  2. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе. Под ред. Е. Н. Степанова, М.А.Александровой. Вып. 2. – М., ТЦ Сфера, 2006.

  3. Розанова Е. Праздники в школе и дома: Сценарии, викторины и игры. М., 1999.


Роль здорового образа жизни в развитии, воспитании и образовании подростков

Чалова Оксана Юрьевна


Роль здорового образа жизни в развитии, воспитании и образовании подростков


Содержание


I. Введение

1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление

1.2 Составляющие ЗОЖ и основные факторы окружающей среды, влияющие на человека

1.3 Досуг и двигательная активность: польза и необходимость развития своего тела

1.4 Влияние физической активности на мыслительные процессы

1.5 Важность рационального питания для хорошего самочувствия и учебныхуспехов

II.  Заключение

III. Список использованныхисточников


«Искусство продлить жизнь - это искусство не укорачивать её»


Введение


Сегодня проблема формирования здорового образа жизни у учащихся стоит как никогда остро. Всё чаще у родителей и учителей проявляется отчаяние, боль, озабоченность, за неуклонно ухудшающееся состояние здоровья детей. По данным НИИ, около 90% школьников имеют отклонения здоровья. Дети оказываются больными с момента рождения. 80% хронических заболеваний у детей развиты в раннем возрасте, 70% учащихся страдают гиподинамией. Заболеваемость скелетно-мышечной системы учащихся за последние 20 лет выросла в 27 раз. У многих наблюдается дисгармония физического развития: дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы. Число здоровых детей период обучения с 1-9 классы, уменьшается в 4 раза, страдающих близорукостью увеличивается с 3% до 30%. Каждые 10 лет распространённость психических заболеваний среди детей и подростков возрастает на 10-15%. В структуре психической патологии, преобладает умственная отсталость (59,5%). В образовательных учреждениях области обучается 6000детей с задержкой интеллектуального развития. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Рост увеличения среди школьников, молодёжи: курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне культуры здоровья, гигиенических знаний, а так же о неэффективности существующих форм и методов гигиенического воспитания не только в семье, но и в коллективах.

В настоящее время в стране происходят резкие изменения в экономической, политической и социальной жизни. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии, социальном формировании детей, подростков и молодежи. Подавляющая часть заболеваний современного человека обусловлена, прежде всего, его образом жизни и повседневным поведением. Поэтому ЗОЖ служит принципиальной основой профилактики заболеваний. Здоровый образ жизни для подростков не просто важен, а жизненно необходим, если юный человек и его родители хотят, чтобы он достигал успехов, был здоровым и целеустремленным.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм подрастающего поколения в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Экологические и социальные катаклизмы, нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров - все это создает реальный кризис для человечества. Он особенно губителен для детей и молодежи, что проявляется в повсеместном росте жестокости и преступности среди молодёжи.

Многолетняя тенденция ухудшения здоровья детей и учащийся молодежи влечет за собой последующее снижение здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем сказывается на качестве трудовых ресурсов, воспроизводстве поколений. Уже в школьном возрасте под влиянием социальной ситуации, которая сложилась сейчас в нашей стране, многие дети попали под влияние «уличной идеологии» с пресловутым девизом «чем хуже, тем лучше», привычным стало видеть грубое отношение к старшим. Вообще сегодня в их отношениях, как и в отношениях взрослых, процветает грубость, жестокость, коварство, алчность и лицемерие.

Формирование здорового образа жизни у школьника требует выявления особенностей здоровья в этом возрасте, специфики педагогического воздействия и продуманной системы организации физического воспитания на уроках и роль учителя в этом чрезвычайно велика. Направленность учебного процесса в образовательных учреждениях оказывает существенное влияние на формирование культуры здоровья учащихся. Если человек знает, как сохранить здоровье, это ещё не означает, что он это будет делать. Наряду с обучением, практическими навыками оздоровления, становится актуальной проблема помощи в выборе системы ценностей, формирования мотивации здоровья. Успеха в этом направлении можно добиться, используя методы активного обучения, коммуникативные тренинги, охватывающие работу с учащимися. Учитель, как и медицинский работник, должен придерживаться заповеди «не навреди». Культура здоровья педагогов позволит не только поддерживать им свой уровень здоровья, но и воспитывать здоровое поколение.

Формирование культуры здоровья – вот направление, которое должно, прежде всего, осуществляться в образовательных учреждениях. Ведь даже самый грамотный педагог, не обладающий культурой здоровья, может нанести вред здоровью детей. Только педагог, несущий в себе ценности здорового образа жизни, может воспитывать здорового ученика. Прежде всего, педагогам необходимо иметь чёткое представление о гигиенических детерминированных мотивационных основах детей и подростков различных возрастных периодов. Используя в своей педагогической практике знания врождённых свойств характера детей. На этой основе педагог сможет формировать поведение здорового образа жизни.

Так что такое здоровый образ жизни? Сегодня все знают, что это надёжное средство сохранения и укрепления здоровья. Здоровый образ жизни – это совокупность духовных ценностей и фактических деятельных форм по сохранению здоровья.


Он включает в себя целый ряд разнообразных общественных и бытовых моментов:


1. Адекватная физическая активность.

2. Закаливание.

3. Рациональное питание.

4. Личная гигиена.

5. Правильное соблюдение режима дня.

6. Соблюдение режима труда, отдыха и сна.

7. Отсутствие вредных привычек.

8. Здоровый психологический климат.

9. Экологическая и психологическая культура.

10. Внимательное отношение к своему здоровью.


Мы остановимся только на нескольких важных аспектах, которые, так или иначе, волнуют каждого родителя.

Важное правило здорового образа жизни – ничто не должно мешать естественному обновлению организма, а образ жизни должен способствовать его росту и развитию. Что бы вырасти здоровым и деятельным человеком, прежде всего, следует воспитывать у себя умение правильно организовать свой день. Правильно организовать свой день – это значит соблюдать режим. А правильный режим дня – это такой распорядок жизни, который предохраняет от переутомления, обеспечивает хорошую работоспособность, укрепляет здоровье и в то же время позволяет хорошо отдохнуть. Задачи, которые юноши и девушки решают в этот период, связанны с учебой, выбором будущей профессии, а также формированием зрелого организма требуют от человека динамичности и интенсивности. Досуг необходимо направить на восполнение потраченных сил, а также на выявление и развитие имеющихся способностей.

Физическая культура — обязательный элемент здорового образа жизни Движение вообще является одним из самых главных признаков жизни. Для подростков наличие физической активности означает повышение работоспособности и, естественно, укрепление здоровья. Печальный момент — достаточно не большой процент населения целенаправленно занимается физкультурой. Как следствие гиподинамия (недостаток движения) является причиной возникновения разнообразных заболеваний сердечнососудистой, дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата и других органов человеческого тела. Учеными были проведены интереснейшие исследования, показавшие, что при нехватке физической активности умственная деятельность резко снижается. Уже на следующий день эксперимента эффективность работы достигает только 50%, резко усиливается нервное напряжение, растет раздражительность, снижается концентрация внимания, увеличивается время выполнения задач. В общем, результат не самый радужный. Именно поэтому так необходима хоть небольшая, но регулярная зарядка!

Важность физической нагрузки оказывается, чрезвычайно важна для нашей мыслительной деятельности. Так происходит, потому что наш мозг задействует в процессе умственной деятельности только 10% нервных клеток. Все остальные регулируют работу нашего тела.

Для мыслительной деятельности исключительно важно, чтобы с периферии поступали сигналы-импульсы. Если головной мозг перестает получать такую стимуляцию, то его деятельность постепенно затухает и человек хочет спать. Из всего указанного следует вывод, что мышечное напряжение является одним из необходимых условий мыслительной деятельности.

Каждый из нас, кто сталкивался с утомлением после сложного трудового дня, сейчас может осознать то, что эта усталость является следствием усталости коры мозга, снижению количества кислорода и глюкозы в крови, а также накопления метаболических продуктов обмена. Стоит разобраться, как снимать эти негативные последствия, чтобы полноценно вести здоровый образ жизни молодежи. Итак, есть несколько способов решить такую проблему. Во-первых, можно отдыхать пассивно, во-вторых, употреблять медикаментозные средства повышающие работоспособность клеток мозга. Первый вариант не особо эффективен, а второй ведет к нервному истощению. Есть еще третий способ, который является еще и безопасным. Для этого необходимо любое физическое напряжение мышц и тела в целом. Подойдет любая спортивная деятельность: бег, плавание, йога, гимнастика и т. д. Усилить эффект поможет закаливание, которое стимулирует защитные свойства организма, улучшает местный иммунитет.

Правильный рацион питания для подростков важен с многих точек зрения. Именно в этот период жизни активно закладываются разнообразные болезни, которые связаны со сбоями в питании. И сюда, кстати, относятся не, только, заболевания желудка, кишечника, но и нервной, эндокринной и других систем, поскольку нарушаются процессы вывода вредных веществ. Растущий организм достаточно быстро приспосабливается к перегрузкам и недостаткам питания, это может создавать иллюзию того, что все хорошо. Здесь кроется предпосылка к появлению избыточного или недостаточного веса. Нерегулярное питание у школьников возникает вследствие большой загруженности учебным процессом, недостатком времени. Проблема усугубляется тем, что с едой поступает недостаточный уровень микроэлементов. Правильное питание является основой полноценной умственной и физической деятельности, здоровья, работоспособности, продолжительность жизни. Правильное питание для подростков меню включает порядка 50 разнообразных компонентов. Человек нуждается во всех питательных веществах, причем необходимо, чтобы они входили в определенных пропорциях. Те определяются с учетом пола человека, его возраста и других факторов.

Учебный процесс для подростка во многом связан со стрессами. В такие периоды времени необходимо помнить о том, что организм как никогда нуждается в белках, витаминах группы В, пантотеновой кислоте, витаминах А, Е, холине, поскольку каждый из этих элементов участвуют в выработке гормонов гипофиза и надпочечников. Казалось бы, а причем здесь эти гормоны, но способность нашего организма противостоять стрессам во многом зависит именно от них.

Здоровый образ жизни подростков не просто слова. Он помогает человеку не только чувствовать себя полноценно, но еще и является своеобразным выбором жизненной позиции. Юноши и девушки, уже почти взрослые люди, сами для себя решают, что есть хорошо, а чего они хотят избегать. Если родители считают, что могут проконтролировать каждый шаг своего чада, то они глубоко заблуждаются. Именно поэтому важно чтобы принципы ЗОЖ были осознанным выбором самого подростка, тогда эти правила приживаются, используются и приносят пользу.


Список использованных источников


1. Мановский О.Ф. «К здоровью без лекарств».-: Советский спорт, 2010.


2. Козлов В.И. «Береги здоровье смолоду». - М.: Физкультура и спорт, 2010.


3. Школьные технологии // Научно – практический журнал школьного технолога, 2014. С.240


4. Сопратов Н.Е. «Мотивационные основы здоровье сберегающего воспитания детей //Воспитание школьников.-2013-№9.-с.44.


5. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей школьного возраста: сборник статей.- Смоленск: ГОУДПОС «СОИ УУ»,2010.-с.164


6. Физическая культура // Методический журнал.2012-№2-с.64


7. Здоровье детей №5, 1-15марта. 2011.-с.48




Как сделать мультфильм своими руками

Тимченко Эвелина Анатольевна


Как сделать мультфильм своими руками


Наша школа предназначена для детей, нуждающихся в длительном лечении. Отсюда вытекает одна из основных особенностей школы – текучесть контингента. В течение всего учебного года часть детей прибывают, другие уезжают, пройдя курс реабилитации. Есть и ребята, которые обучаются в школе целый год или несколько лет подряд. Поэтому на занятиях приходится учитывать разный уровень подготовленности учащихся, кроме того, невозможно проследить, какие изменения произошли в развитии убывших, и приходится прилагать огромные усилия, чтобы включить в учебный процесс вновь прибывших, испытывающих дополнительно дискомфорт адаптации. Не секрет, что у сегодняшних школьников интерес к учению снижен. А дети с ослабленным здоровьем ещё и периодически оказываются выключенными из учебного процесса – на время пребывания в лечебном учреждении. Это определяет особенности, ярко проявляющиеся в изобразительной деятельности учащихся с ослабленным здоровьем:


связанные с общей последовательностью деятельности:

  • Невнимание к инструкциям и неумение им следовать, что объясняется рассеиванием внимания, плохой памятью.
  • Неумение планировать свои действия и следовать плану, изменение замысла по ходу работы.
  • Равнодушие к результату деятельности. Ребёнок может отказаться от работы на любой стадии, если её продолжение требует приложения усилий – как физических, так и умственных. Это же ведёт к небрежности, неаккуратности – «и так сойдёт».
  • В противовес предыдущей особенности может наблюдаться, напротив, цепь бесконечных проб: неудачный рисунок уничтожается, начинается новый точно такой же, уничтожается снова.

Технологические особенности:

слабое владение приёмами работы с инструментами и материалами


Особенности изображения людей:

  • боязнь рисования людей; страх перед неудачным, неправильным рисунком человека либо совершенно непропорциональное, схематичное изображение с неуместными, нередко эпатирующими деталями. Сюжетная композиция выливается обычно в схему («войнушку») со схематично обозначенными микроскопическими фигурками.

  • У фигуры человека могут отсутствовать уши, шея, плечи, ступни ног. Уши на профильном изображении могут быть перевёрнуты.
  • Руки крепятся не к плечам, а к туловищу. Суставы либо отсутствуют, либо их слишком много (например, две коленки на ноге). Пальцы либо отсутствуют, либо их количество не соответствует действительности.
  • Нарушение пропорций – как лица, так и фигуры в целом (отсутствие подбородка, неправильное положение глаз, слишком короткие руки и ноги).
  • Фигура человека располагается обычно фронтально, статично.


Более того, может быть снижен или вовсе отсутствовать интерес к изобразительной деятельности. Диапазон сформированности изобразительных навыков очень широк – от их полного отсутствия до возрастной нормы.


Сложное графическое изображение представляет собой для ребят трудную проблемную ситуацию, требующую многоступенчатого анализа, поиска. Недостаточная сформированность изобразительных навыков ведёт к трудностям в понимании графических изображений, недостаточной концентрации внимания, высокой отвлекаемости. Это отражается на качестве обучения по всем учебным дисциплинам.


Главные задачи коллективного проекта – мультфильма:


  • развивать интерес к обучению, в частности, к изобразительной деятельности
  • стимулировать общее умственное развитие учащихся
  • развивать творческие способности
  • научить работать в команде
  • ставить проблемы и решать их
  • научить составлять и реализовывать план действий
  • развивать внимание, настойчивость, терпение и умение добиваться поставленной цели, доводить начатую работу до конца
  • способствовать повышению уважения к себе и результатам своего труда


Сопутствующие задачи:


  • снять психологические барьеры перед изобразительной деятельностью
  • научить работать в различных изобразительных техниках, в том числе с использованием компьютера
  • научить работать чисто и аккуратно
  • научить достоверно изображать человека и объекты окружающей действительности


Работа над созданием мультфильмов ведётся на протяжении нескольких лет, на разном уровне сложности. Третьеклассники создают простейшие анимации, состоящие из двух кадров. Для этого делаются два рисунка на тонких листках бумаги и создаётся движение с помощью палочки. При желании эти рисунки могут быть переведены в gif анимацию.

В 4-м классе учащиеся создают пластилиновую сказку с последующей фотосъёмкой на макете. Фото оформляются в виде слайд-фильма (презентации).



Надо отметить, что вся эта работа ведётся детьми на добровольной основе, им всегда предлагается альтернатива – традиционная изобразительная деятельность. Учащиеся 5-го класса могут сделать пластилиновый мультфильм, для которого создаются куклы, декорации и макет. Ведётся покадровая съёмка вместе с ребятами. К сожалению, анимация и монтаж остаются на долю педагога, а это большие затраты времени и сил. К седьмому классу становится возможным сделать настоящий мультфильм силами учащихся.


Работа начинается с выбора музыки. Чаще всего это песня, поскольку звук писать не на чем. Используется готовый музыкальный клип.

Затем разрабатываются и изготавливаются персонажи и декорации в любой технике по выбору:


  • лепка из пластилина


  • картонные куклы


  • рисованные персонажи и фоны


Дальнейшая работа зависит от выбранной техники, это фотосъёмка, сканирование, компьютерная обработка. В седьмом классе эту работу учащиеся делают самостоятельно, вплоть до создания gif анимаций.


Варианты монтажа:


  • в виде презентации с последующим конвертированием

В этом случае удобно задавать пути перемещения изображений в пределах кадра (как видно на иллюстрации), можно задавть время отображения каждой сцены, добавлять звуки и музыку. Единственный "минус" - последующее конвертирование в видеоформат.


Пример готового мультфильма, созданного в виде презентации



  • В формате видео

Монтаж ведется в Movie Maker, используются заранее заготовленные анимации и готовый музыкальный клип.


Пример готового мультфильма


План-конспект урока литературы в 8 классе "Житие преподобного Сергия Радонежского"

Трофимова Любовь Сергеевна


План-конспект урока литературы в 8 классе "Житие преподобного Сергия Радонежского"



Тема урока: Житие преподобного Сергия Радонежского заступника и молитвенника за землю Русскую.


Форма проведения: урок-путешествие.


Задачи урока:


Образовательная: познакомить учащихся с особенностями житийной литературы на примере « Жития Сергия Радонежского», рассмотреть духовный путь игумена.


Развивающая: развивать культуру устной речи, навыки анализа текста, навыки выразительного чтения и пересказа, развивать умение делать выводы.


Воспитательная: формирование духовного мира учащихся, интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за его прошлое.


УУД:


Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.


Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.


Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования содержания слова, предложения, текста.


Приёмы: беседа, работа с тетрадями, фронтальный и индивидуальный опрос, выразительное чтение, театрализованное представление.


Оборудование: записи на доске слов и их толкований, репродукция картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».


Ход урока:


  1. Организационный момент урока.


Звучит эпиграф урока:


Сколько веры, сколько силы!

Духом плоть побеждена.

С этой верой тьма могилы

Человеку не страшна!

Благодатные примеры-

Эти светочи земли…

О, хотя частицу веры

Их мне, Господи, пошли!


2. Введение в тему. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.


-Сегодня мы совершим путешествие во времени и отправимся в далёкий 14 век, чтобы ближе познакомится с человеком, который за свою праведную жизнь возведён в святые Земли Русской. Целью нашего путешествия во времени будет ответ на вопрос: «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?»


3.Словарная работа


Для того чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо пополнить наш словарный запас необходимыми терминами. Откройте тетради, запишите значения нужных слов.


( На доске записано:


Житие-жизнеописание, оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека.

Молитва- обращение к Богу.

Пост- воздержание в еде.

Преподобный - монах, достигший святости.

Литургия-главная церковная служба, проводимая в первой половине дня.

Отрок- подросток.

Инок-монах. Искушение- испытание.

Игумен - старший.

Просфора-хлеб, который вкушают до и после литургии.)


4.Работа с текстом

-А теперь обратимся к тексту « Жития…»

-Ответьте на вопросы:

- Какое имя дали святому при крещении?

- Каким был Варфоломей в детстве?

- Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

- Какие три чуда произошли с Сергием до принятия монашества?

- Какие чудеса он мог творить?


5. Анализ репродукции картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

-Для того чтобы лучше представить те далёкие события, давайте посмотрим на картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»



-Кого мы видим на картине?

Отрок и старец стоят на возвышении. Они на переднем плане картины, значит, главные герои, а за ними русская земля. Почему так? Потому что Сергий - будущий молитвенник за Русь, заступник земли русской.

-Какое важное событие в жизни отрока Варфоломея изображено на картине?


6.Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.


7.Инсценирование отрывка из текста «Жития…»

- Об этом важном событии расскажет сценарий, подготовленный вашими одноклассниками.

Выходит ученик, исполнитель роли Инока, в монашеском одеянии и молитвенно опускает голову.

Ведущий:

- Однажды Варфоломей пошёл в поле искать пропавших жеребят и увидел незнакомого ему старца.

Выходит другой ученик, исполнитель роли Варфоломея и подходит к старцу.

Старец:

- Что тебе надобно, чадо?

Варфоломей:

- Отче, отче, мне не даётся ученье,

Помолись о немощи этой моей!

Ведь без Господа не даётся ничего же-

Он услышит молитвы твои!

Я хотел бы читать Слово Божие

Так как умеют это братья мои.

Старец:

- Сердце моё помочь тебе радо.

И вот сейчас

Вместе с тобой мы помолимся, чадо.

Разве Господь не услышит нас?

Ведущий:

- Ангел с отроком клали поклоны,

И горела в них к Богу любовь.

Старец:

- От Бога тебе отрада-

Святая просфоры часть.

Мал кусочек, но дар велик.

В сей частице от Бога разум

К постижению священных книг!

Старец и отрок уходят.

Ведущий читает стихотворение:

- Он был украшен воздержаньем,

Постился строго с ранних лет.

В молитве и благодеяньях

Проходит дней его расцвет.

Любил он бедную одежду,

Трудился для семейных нужд.

Был кроток, тих, во всём прилежен

И развлечений детских чужд.

Одно в нём близких огорчало:

Давалась грамота с трудом,

Но это тоже означало

Особый промысел о нём.

Он старца дивного встречает,

Ему решается сказать,

Что более всего желает

Науку книжную понять.

И черноризец, помолившись,

Просфору отроку подал,

А тот, вкусив её, не сбившись,

Псалтырь с усердьем прочитал.

С тех пор успешно он учился,

Тем радуя отца и мать

И больше прежнего молился,

Мечтая сам монахом стать.


7.Итог урока:

- Итак, путешествие наше подошло к концу, давайте вспомним цель нашего путешествия и ответим на вопрос «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?» Остаётся добавить, что святые - это люди добрые, кроткие, явившие пример Христовой любви, смирения, верности Богу. Таким и был преподобный Сергий Радонежский.


8.Домашнее задание: ответьте письменно на вопрос: «Зачем нам, людям 21 века, изучать житие святого?»


Международный экологический трудовой лагерь ЭВОКА-3

Голубева Надежда Сергеевна


Международный экологический трудовой лагерь ЭВОКА-3


В конце июля – начале августа 2014 года выпускницы нашей школы (Цуренковы Надежда и Вера) вместе со студентами филологического факультета Смоленского государственного университета приняли участие в международном экологическом трудовом лагере ЭВОКА-3, который базировался в городе Витебск (Беларусь). Первый этап лагеря в июле 2012 года проходил в Германии. Второй – прошлым летом, на базе нашей школы в Смоленске. А Витебск удостоился чести закрывать цикл. В этом году 24 волонтера из трех стран (Смоленск, Хаген и Витебск) благоустраивали комплекс культурно-массового отдыха имени Советской Армии в парке Мазурино – отремонтировали и покрасили скамейки, беседки, благоустроили территорию. Общение со сверстниками, участие в тренингах личностного роста, прогулки на теплоходе по Западной Двине, совместная деятельность и времяпрепровождение - подарили много позитивных минут.