СТАТЬИ

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Международная научно-спортивная экспедиция «Из варяг в греки»

Голубева Надежда Сергеевна


Фотоотчёт о международной научно-спортивной экспедиции «Из варяг в греки»


В июне 2014 года группа воспитанников нашей школы (Козик Артем, Ксенофонтов Александр, Устинов Роман, Павлов Алексей, Ромкин Иван, Серов Владимир, Попкова Маргарита и Петрова Евгения) продолжила участие в международной научно-спортивной экспедиции по пути «Из варяг в греки». По приглашению шведских друзей, ребята отправились в Швецию, в город Норртелье, к истокам древнего пути. Учащиеся тренировались на лодках викингов, выходили в открытое море, знакомились с культурой, традициями и достопримечательностями страны.






















Кружок «Клубочек»

Сапожникова Нина Анатольевна


Фотоотчёт о работе кружка «Клубочек»


Кружок « Клубочек» в Красноборской санаторно-лесной школе существует 3 года. Его руководителем является Сапожникова Нина Анатольевна. На занятиях кружка дети занимаются вязанием крючком и на спицах, вышиванием, бисероплетением. В кружке школьники изготавливают различные изделия как для себя, так и для родных и друзей. А также наши воспитанники создают декоративные изделия, украшающие быт.


Староста кружка Шермухамедов Ринат


Алёша и Настя - старожилы кружка


Наши работы украшают быт


Очень увлечены. Бисероплетение


"Настенька, у тебя всё получится!"


"Сашенька, золотые ручки у тебя!" - говорит руководитель кружка Ушакову Александру.


Богуш Ваня связал шарф для мамы.


Победитель двух наших выставок Картасов Георгий.


Проект «Венок Смоленску»

Зуева Наталья Петровна

Проект «Венок Смоленску»


Автор проекта

 

Фамилия, имя, отчество

Зуева Наталья Петровна

 

Номер и название школы

 СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа»

 

Город, область

г. Смоленск

 

Описание проекта

 

Название проекта

 

«Венок Смоленску» - посвящено 1150-летию города-героя Смоленска

 

Краткое содержание проекта

 

Проект «Венок Смоленску» выполнен учащимися 4 класса. Тема  актуальна, значима и интересна. Она расширяет знания учащихся о своём родном городе Смоленске. Особо ценен данный материал при использовании на уроках краеведческой направленности («Азбука Смоленского края»), Основам светской этики и во внеурочной деятельности.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует в детях чувство любви к малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувство гордости за свой народ, формирует правовую культуру, четкую гражданскую позицию, готовность к сознательному и добровольному служению своему народу. Наиболее эффективным средством формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Краеведение раскрывает учащимся связи родного края, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края.

Проект «Венок Смоленску» проводился в рамках общешкольных мероприятий, которые были посвящены празднованию юбилея города-героя Смоленска.

Мини-проект №1

Мини-проект №2

Мини-проект №3

Мини-проект №4

«Знатоки родного города Смоленска»

«Город мой, ты из песен и слов…»

«Смоленск-10»

«Наше творчество в подарок родному городу»

Составление вопросов по истории родного города для интервьюирования учащихся и педагогов.

Составление кроссвордов и ребусов по краеведению.

 

Поиск поэтических произведений о городе-герое Смоленске для оформления страницы в общешкольном альманахе «Венок Смоленску»

Проба пера: написание сочинений «Моя малая Родина»

 

Изучение и сбор информации для составления рейтинга 4 класса: «10 самых значимых памятных мест Смоленска»

Выполнение рисунков на тему: «Мой Смоленск»

Фотографии любимых уголков города.


 

Предметная область

 

 Окружающий мир, литературное чтение, Азбука Смоленского края, Основы светской этики история.

 

Возрастная группа учащихся, класс (-ы)

 

Начальная школа, 4класс

 

Какое время требуется для выполнения проекта (приблизительно)?

 

3 недели

 

Основа проекта

 

Содержание, соответствующее образовательным стандартам

 

  • Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы

Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  •  Духовно-нравственное  развитие и воспитание личности гражданина России.

Одной из основных задач реализации содержания курса являются: формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни.

Образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению

Курс литературного чтения в начальной школе направлен на достижение следующих целей:

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре.

 

Какие дидактические цели и методические задачи Вы ставите в своем проекте? / Итоги обучения

 

Цель проекта: Мотивация учащихся к изучению истории, культуры, традиций родной Смоленской земли, создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности младшего школьника по изучению родного края.

Задачи:

- Освоение знаний об истории, культуре, трудовых и героических подвигах, знаменитых исторических местах, святынях Смоленской земли и города-героя Смоленска 

- Развитие навыков учебной самостоятельности, развитие основ исследовательской деятельности при работе с различными информационными источниками по истории города Смоленска

- Воспитание уважительное отношение к своей малой Родине, осознание сопричастности к событиям, культуре, традициям Смоленского края. 

- Формирование  потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой деятельности

Итог: В ходе работы учащиеся получают не только конкретные знания по предмету, но и принимает активное участие в учебно–исследовательской деятельности. Учебно–исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности

 

Вопросы, направляющие проект

 

 

 

Вопросы учебной темы

Сегодняшний Смоленск - один из красивейших городов страны. В нем седая старина соседствует с современными постройками, возрожденные здания радуют глаз своим архитектурным обликом. История здесь напоминает о себе то земляным оборонительным валом, то древним храмом, то крепостной башней... Своим героическим прошлым гордятся смоляне, строя новую жизнь.

Какой вклад вы, как смоляне можете внести в празднование1150-летия родного города Смоленска?

Мини-проект №1

Мини-проект №2

Мини-проект №3

Мини-проект №4

«Знатоки родного города Смоленска»

«Город мой ты из песен и слов…»

«Смоленск-10»

«Наше творчество в подарок родному городу»

-Что ты знаешь об историческом прошлом города Смоленска?

-Как военное прошлое города-героя отражено в названиях улиц, скверов, парков, установленных памятниках и монументах?

-Каких знаменитых земляков, прославивших город Смоленск, ты знаешь?

 

- Какие поэтические произведения, посвященные городу Смоленску, ты знаешь?

-Какими поэтами и писателями знаменит Смоленск?

 

-Какими памятниками архитектуры, значимыми культурными памятниками прославлен город Смоленск в России и за рубежом?

-Назови 10 самых значимых памятников и мест города-героя Смоленска.

-Какие значимые места, памятники, любимые уголки твоего города ты хотел бы отразить в иллюстрациях к журналу «Венок Смоленску»


 

 

 

 

 

 

 

 

 

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

 

 

Мозговой штурм

Определение «областей знания и незнания»

Мониторинг динамики развития общеучебных навыков

Знакомство с критериями оценивания конечного продукта.

 

 

 

Обсуждение промежуточных  результатов деятельности

Заполнение специальной папки для сбора материала

 

Оценочные листы работы в группе (вклад каждого ученика в обсуждение, проведение обсуждения в группе, самооценка работы в группе).

 

 

Критерии оценивания  ученических работ

 

 

 

Итоговый классный час с обсуждением работы над проектом

 

 

 

Итоговое обсуждение участия классов в общешкольном проекте.

Награждение активных участников проекта

 

Описание методов оценивания

     Вхождение в проект начинается с обсуждения вопросов, связанных с темой проекта с выяснением областей знания – незнания.  Одна из главных целей проектной деятельности в начальной школе – развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, поэтому в ходе проекта проводится мониторинг развития общеучебных навыков. Создаётся специальная папка для сбора информации. В ходе работы над проектом следует большое внимание уделить развитию навыков общения, учащиеся учатся не только оценивать других, но свою работу.

    После завершения работы над проектом проводится итоговый классный час, где заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Учащиеся 4 класса участвуют в общешкольном подведении итогов проект, где демонстрируются работы самых активных участников, происходит награждение. В завершении  - итоговое обсуждение

Сведения о  проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Родной край-частица России. Родной город Смоленск, Смоленская область, основные достопримечательности, музеи,  памятные места, связанные с военными действиями Отечественной войны 1812года, Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Святыни Смоленской земли, выдающиеся земляки. Мероприятия, посвященные празднованию 1150-летия города Смоленска.

Учебные мероприятия

1 этап. Организационно-подготовительный

• Формирование групп учащихся для работы над мини-проектами. Состав групп не имеет жестких границ. Учащиеся могут участвовать в работе сразу нескольких групп.

• Составление плана работы.

• Формулирование вопросов для исследований.

• Подбор информационный ресурсов для проекта (учитель).

• Создание учителем вводной презентации для учащихся.

• Создание дидактических материалов (словарь понятий, таблицы для заполнения исследования в группах,  списка рекомендуемых ресурсов)

2 этап. Обучающий

• Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.

• Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.

• Формулирование проблемных и частных вопросов проекта, тем исследований. Определение групп по интересам.

• Определение этапов работы над проектом.

• Планирование исследований.

• Знакомство с критериями оценки работ.

3 этап. Исследовательский

Работа по группам. Проведение исследований. Сбор информации, а именно:

1.Работа с печатными материалами.

2.Самостоятельный поиск информации в Интернет.

5.Изучение методических материалов, предлагаемых к проекту.

7.Оформление результатов исследований, оформление творческих работ: кроссвордов, интересных вопросов, рисунков, сочинений

8.Выводы по работе

9.Самооценивание презентаций участниками проекта.

10.Взаимооценка работ друг у друга.

4 этап. Итоговый. Защита проекта.

Исследования, проведенные в рамках проекта:

1.Презентация результатов проекта (итоговое занятие в форме классного часа с обсуждением полученных выводов и получение отчетов от групп в виде материалов для оформления стенда).

2.Подведение общих итогов

- Оформление стенда для демонстрации полученных материалов

- Заполнение страницы для общешкольного альманаха «Венок Смоленску»

- Участие в итоговой линейке, посвященной подведению итогов мероприятий к 1150-летию Смоленска

 

Материалы для дифференцированного обучения

 

Возможности для учащихся

Класс был разделен на группы по интересам для работы над мини-проектами, но жестких границ не было, поэтому дети имели возможность участвовать в работе нескольких групп.

Работа ученика в проекте помогла активизировать знания, умения и навыки, приобретаемые им на учебных занятиях по окружающему миру, Азбуке Смоленского края, позволила освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований, привить  ученикам вкус к самостоятельной исследовательской работе.

 

Одаренный ученик

  Одарённые ученики в этом проекте имели возможность выполнять исследования, требующие более творческого подхода, имели возможность работать в мини-проектах сразу нескольких групп, координировать действия микрогруппы, помогать другим учащимся.

 

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

 

Технологии – оборудование

 

Фотоаппарат, компьютер (-ы), принтер, цифровая камера, проекционная система, сканер, другие типы Интернет-соединений.

 

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

 

Веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

 

Материалы на печатной основе

 1.Сборник рабочих программ «Школа России»1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение»2011

2.Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград. Издательство «Учитель» 2013

3.Азбука Смоленского края. Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. С.А.Болотова, Т.П.Довгий, О.В.Сибиченков. Изд. Смоленского областного института усовершенствования учителей, 2000 г.

 

Интернет-ресурсы

1.Метод проекта http://ru.wikipedia.org/wiki

2.Порядок работы по формированию ключевых компетентностей при проектном методе  http://mega.educat.samara.ru/lib/60083/

3.kultura.admin-smolensk.ru/‎

4. ru.wikipedia.org/wiki

5. nasledie-smolensk.ru

 

Другие ресурсы

другие ученики школы, эксперты, родители

 




Приложение


1. Рейтинг семи памятных и значимых мест  Смоленска, 4 класс


2. Вопросы учащихся



3. Стихи о Смоленске


Немного городов в России
Таких, как этот «город-ключ».
На страже он всегда и в силе.
Единством духа он могуч.

Одним из первых бравым строем
Встречает он врагов в бою.
Звезду заслуженно Героя
Он получил за то свою.

В него поляки заходили.
С войсками был Наполеон,
Которого потом разбили
Кутузов и Багратион.

Пытался Гитлер задержаться
И основать свой вражий стан,
Но и ему пришлось убраться
От арт-катюш и партизан.

В Успенском храме там святыня
Хранится долгие года.
Река, которой Днепр имя
Веками моет берега.

Его эмблему украшают
Царь-пушка с птицей Гамаюн.
Смоленск с годами не ветшает,
Он, как и прежде, смел и юн.




Наталья Исаева Горецкая

  Вокруг Успенского собора
  Сирень невиданной красы,
  Она там служит и забором,
  И украшением простым.

  Большая лестница ведет нас
  Во двор Собора не спеша,
  Чтобы старательно омылась,
  Открылась истине душа.

  И перед дверью помолиться,
  Подумать сердцем о былом,
  Три раза тихо поклониться,
  Войти спокойно в Храм, как в дом.

  Нас "Одигитрия"* встречает
  С младенцем чистым на руках,
  И три Апостола витают
  Над ними в небе, все в лучах.

  Там хор поет не в поднебесьи,
  И звуки светлые несет,
  Как родничок - многоголосье,
  И сердце сладостно замрет.

  Меркурий, мученик Смоленский-
  С копьем, как веточкой, в руках,
  И преподобный Авраамий,
  Что к покаянью призывал.

  О красоте, и о величьи
  Собора много говорить,
  Наверно, как-то неприлично,
  И лучше все же посетить.

  Не хватит слов, чтоб передать мне,
  Всю красоту Собора. Храм,
  Где все воистину, прекрасно,
  И так душе вольготно там.

                                                                        *"Одигитрия"- чудотворная Смоленская икона  Божией Матери.




"Мой Смоленск"

Евгений Гордеев


Город мой, ты из песен и слов,

Город мой, ты из сказок и снов,

мой Смоленск, ты слава и гордость моя

и моя колдовская любовь…

 

Из российской седой старины,

Город-ключ, ты пришел в наши дни,

Защищая своею стеной крепостной

от всех недугов сердце страны!

 

Ты в краю от рожденья родном

Величаво стоишь над Днепром,

И Успенский собор над зеленым холмом

богатырский вздымает шелом!

 

Из российской седой старины,

Город-ключ, ты пришел в наши дни,

Защищая своею стеной крепостной

От всех недугов сердце страны!

 

Пусть летят чередою года-

город мой в моем сердце всегда,

И пока ты со мной, мой Смоленск дорогой,

Не страшна мне любая беда!



4. Творчество учащихся


Рассказ учащейся 4 класса Красноборской санаторно-лесной школы Андреевой Дианы

"Мой любимый город, Смоленск мой родной!"

       

Я живу в удивительно красивом городе на реке Днепр – Смоленске. Мой город один из самых древних русских городов и такой молодой. Город-герой! Город-воин, щит России, что хранит ее сердце – Москву – так называют мой город.

       В нашем городе много музеев, красивых памятников. Особая гордость и красота - крепостная стена. Более 400 лет стоит крепостная стена. Особую привлекательность крепостной стене придают ее башни. Они - живая история русского оружия, русского народа. У каждой башни свое название. Веселуха. Орел. Бублейка. Донец. Громовая. Посмотреть на всю эту красоту приезжают туристы со всего мира.

          Я живу на улице Николаева, которая названа в честь космонавта Андриана Николаева. Он до полета в космос служил в летном полку в Смоленске. У нас во дворе очень красиво, много цветов, кустарников, есть «горка», много аттракционов, где мы  с друзьями отдыхаем.

   А еще я хожу в парк Реадовка, который находится совсем недалеко от моего дома. Он очень красивый, в нем много деревьев. В парке находится Курган Бессмертия, где зажжен Вечный огонь.

  На этом мой рассказ окончен, хотя о любимом городе можно рассказывать бесконечно долго.

ФОТООТЧЁТ ОБ ЭКСПЕДИЦИИ "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ"

ПОПОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ


Фотоотчёт об экспедиции 2013 г "Из варяг в греки"


В июне 2013 года я с группой воспитанников нашей школы принимал активное участие в международной научно-спортивной экспедиции по пути «из варяг в греки» посвященной 1150-летию Российской государственности. Экспедиция стартовала из города Нортелье (Швеция) 15 июня 2012 года.

Там, в домашней мастерской Ленарта Видейберга была построена лодка FornKore, точная копия судов викингов 10-11 века. Лодке предстояло пройти по древнему восточному пути. Группа учеников нашей школы: Козик Артем, Серов Владимир, Ксенофонтов Александр, Павлов Александр, Рошкин Илья, Устинов Роман, Попкова Рита приняли участие во втором этапе 10-ти дневного перехода. От деревни Марьино Великолужского района до города Великие Луки по реке Ловать, которая входила в древний маршрут «из варяг в греки». С нами в походе находились авторы лодки - Ленард Виденберг, Ойоке Бьергард и фанаты живой истории - исторический Клуб «Истоки», мои коллеги и друзья, плюс руководитель "Викинг Нево" В.В. Сухорученков, который осуществлял поддержку с суши, двигаясь параллельно насколько это было возможно курсом.


 


 


 




 





 

Голубев С.В. Проект Эвока в Красноборской санаторно-лесной школе

Голубев Сергей Владимирович

 

Информация о проекте ЕWОСА-3.

Международный молодежный экологический проект ЕWОСА-3 организован на базе СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа» с 19.07.2010 г. в рамках трехстороннего сотрудничества «Германия-Россия-Турция».

Красноборская санаторно-лесная школа имеет многолетний контакт с немецкой организацией Социалистическая молодежь Германии «Фалькен» (город Хаген, Германия). Одним из направлений деятельности «Фалькена» является борьба с безнадзорностью. «Фалькен» проводит совместные мероприятия со специалистами из разных стран по борьбе с безнадзорностью. Во время одного из международных семинаров руководитель организации «Фалькен» Вальдемар Лашат установил дружеские связи с турецкими специалистами.

Вальдемар Лашат предложил заключить тройственное соглашение о сотрудничестве. Со стороны Германии - организация Социалистическая молодежь Германии «Фалькен», со стороны Турции - фольклорная школа «EGE Folklor Arastirma G/S/K Baskani», со стороны России - СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа». Так возник новый проект ЕWОСА-3, по которому предусмотрен обмен молодежи с посещением каждой страны-представительницы.

Отличительная черта нового проекта в том, что в ходе общения представители молодежи разных стран не только будут иметь возможность общаться, вести культурный обмен, но и главным образом осуществлять совместную трудовую творческую деятельности в рамках разработки и осуществления экологических проектов в каждой стране. Задача экологического проекта ЕWОСА-3 поставлена такая: совместными усилиями добиться улучшения окружающей среды. Главная идеологическая сторона проекта - укрепление дружественных отношений среди молодежи разных стран.

 

 

Этот международный проект рассчитан на три года. Основное финансирование и поддержку осуществляют самый большой фонд в Германии Меркатор, организация ЕWОСА и международный образовательный центр при содействии и финансовой помощи местных властей.

Первый такой трудовой лагерь был организован в августе 2009 года в Германии на базе «Фалькена». Название проекта говорит само за себя: «Люди и природа - единое целое». В рамках проекта на территории Фриденсхаус проведено благоустройство двора, озеленение территории, ремонт подвального помещения, а также освещение территории за счет энергии солнца (монтаж и установка солнечных батарей).

Наш проект тоже связан с экологией, так как наша школа находится в лесопарковой зоне, и очень важно при преобразованиях не только сохранить, но и улучшить территорию школы и ее окрестностей. Планируется проведение работ по расчистке территории от дикорастущего кустарника, посадка аллеи «Дружбы», оборудование детских площадок для спорта и отдыха. Знакомство гостей с историческими местами нашего города и области, знакомство с культурным наследием страны и молодежными субкультурами.

 

 

Отметим также, что в 2010 году отмечался 25-летний юбилей партнерства городов-побратимов Смоленска и Хагена. Проект, организованный в рамках нашей школы, занял достойное место в череде мероприятий, приуроченных к этому юбилею.

 

 

Участники проекта,  а это более 20 человек, благоустроили спортивную площадку на территории Красноборской санаторно-лесной школы, а также познакомились с историей предъюбилейного Смоленска и увидели достопримечательности нашего города.

 

 

В 2013 году студенты оборудовали современную спортивную площадку. На ней участники лагеря уложили покрытие, установили футбольные ворота и баскетбольные кольца, поставили скамейки для болельщиков

 

 

 

 

ЧЕБЕРЯКО Е. В. ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЛЮШЕВОГО МИШКИ

Чеберяко Елена Владимировна

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ПЛЮШЕВОГО МИШКИ

 

Одной из форм внеурочной деятельности в нашей школе является проведение предметных недель, которые связаны с основным курсом обучения и призваны углублять, дополнять его и, тем самым, повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширению кругозора, приобщению к исследовательской работе.                                                                

Достоинством проведения предметных недель является создание благоприятной творческой атмосферы и привлечение внимания детского коллектива к учебным предметам.

Специфика внеурочной работы проявляется на уровне следующих задач:

1.Формирование у школьников положительной Я – концепции, которая характеризуется тремя факторами

      а) уверенностью в доброжелательном отношении к нему людей,

      б) убежденностью в успешном овладении тем или иным видом деятельности,

      в) чувством собственной значимости.

2. Формирование у школьников навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.

3. Формирование потребности в продуктивной, социально – одобряемой деятельности.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения школьников.

5. Развитие познавательного интереса.

Как видно, на первое место здесь выходит развитие личностных, коммуникативных, регулятивных УУД.

 

Проведение предметных недель нельзя назвать новой формой работы, тем не менее, она вносит неоценимый вклад во внеурочную работу. Кроме того, можно придать этой форме новое звучание, внести элемент новизны, современности. Так, в нашей школе была проведена неделя технологии в форме праздника «День рождения Плюшевого Мишки».


План.

 

ВТ. – линейка, старт недели

 

СР. – викторина «Все о мишках» 3, 4, 5 классы

 

ЧТ. – мастер – класс «Брошь – мишка» 3, 4 классы

 

ПТ. – выставка работ учащихся 5 – 8 классов

 

ПН. – итоговое мероприятие «День рождения Плюшевого Мишки»

 

ВТ. – линейка, подведение итогов

 

 

Задействованность  учащихся  в неделе

3 -4 классы – викторина, мастер - класс

5 класс – стихи о мишках, работы на выставку

6 класс – выпуск плаката, работы на выставку

7 класс – изготовление мишки – талисмана, работы на выставку

8 класс – подготовка презентации, проведение итогового мероприятия, работы на выставку

Все классы – разучивание песни о мишке.

                       

 

 

Ход мероприятия.        

 

 УЧИТЕЛЬ. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о плюшевом мишке. Тема и дата выбраны не случайно.  Плюшевому мишке – 110 лет! Но, обо всем по порядку.

 

Итак, оглянитесь вокруг! И вы увидите множество мягких игрушек и в ваших квартирах, и в магазинах. На любой вкус, любого размера. Взгляд скользит по необъятному множеству и… останавливается… на плюшевом медвежонке.

У каждого мальчика и каждой девочки среди многочисленных машинок, пистолетов, кукол непременно живет плюшевый мишка – самый родной, самый мягкий, самый любимый. Каждый из нас помнит:

Уронили Мишку на пол,

Оторвали Мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший!

  

5 класс рассказывает стихи о мишках.

 

Любимая моя игрушка

Пушистый, белый, старенький медведь.

Люблю его глаза и ушки,

Как  жалко, что не может он реветь.

Кормлю его из ложки кашей

И выношу на улицу гулять.

И мы с сестренкой младшей Машей

Кладем Мишутку вечером в кровать.

Показываем в книге буквы

И учим складывать их по слогам,

Играть не хочется нам в куклы

Ну, до чего же нравится он нам!      

И. Зимина

 

 

 

 

Плюшевый мишка сидит на диване

Грустные глазки, платочек в кармане,

Пуговкой носик и бантиком рот.

Плюшевый друг меня с улицы ждет.

С огромнейшей радостью к мишке бегу

Возьму его в ручки и как обниму!

Мой плюшевый друг. Мой любимый зверек,

Мне нужен лишь ты, ведь ты одинок.

Н. Эль

 

Мишка, мишка, как не стыдно!

Вылезай из- под комода…

Ты меня не любишь,  видно?

Это что еще за мода…

Как ты смел удрать без спроса?

На кого ты стал похож?

На несчастного барбоса,

За которым гнался еж…

Весь в пылинках,

В паутинках,

Со скорлупкой на носу…

Так рисуют на картинках

Только чертика в лесу.

Целый день тебя искала –

В детской, в кухне, в кладовой,

Слезы локтем вытирала

И качала головой…

 

В коридоре полетела, -

Вот царапка на губе…

Хочешь супу? Я не ела –

Все оставила тебе.

Мишка – миш, мохнатый мишка,

Мой мохнатенький малыш!

Жили -  были кот да мышка…

Не шалили! Слышишь, миш?

Извинись. Скажи: не буду

Под комоды залезать.

Я куплю тебе верблюда

И зеленую кровать.

Самый мой любимый бантик

Повяжу тебе на грудь:

Будешь милый, будешь франтик, -

Только ты послушным будь…

С. Черный

 

 

У меня игрушек очень много,

И машинки, и железная дорога,

И трансформеры, и кубики, шашки,

Динозавры, тигры, черепашки…

Но люблю я только плюшевого мишку.

С ним играю, сплю, читаю книжку.

Этот мишка добрый, умный самый,

С ним еще играла моя мама.

А до мамы – бабушка играла,

Так что мишка повидал немало.

Никому его я не отдам,

Своему ребенку передам.

Н. Эль

 

УЧИТЕЛЬ. Мы услышали прекрасные стихи о добром, мягком, и, кажется, абсолютно живом существе, приносящем столько радости детям.

 

Так откуда же появился этот добрый герой нашего детства?

Существуют две версии появления плюшевого мишки: немецкая и американская. Сейчас мы с ними познакомимся.

 

(Далее следует показ презентации, сопровождаемый рассказом учащихся 8 класса)

  

 

НЕМЕЦКАЯ ВЕРСИЯ.

 

 В 1847 г в немецком городке под названием Гейнген – на - Бренце родилась девочка по имени Маргарет Штайф. Когда Маргарет исполнилось полгода, она заболела полиомиелитом, и впоследствии паралич приковал ее на всю жизнь к инвалидному креслу.

Однако Маргарет росла упорной и целеустремленной, у нее был твердый характер, светлый ум и, главное, золотые руки. С раннего детства она любила шить. Девушка с удовольствием дарила племянникам забавных плюшевых животных, сшитых своими руками. Вскоре родители помогли Маргарет открыть собственную мастерскую, со временем превратившуюся в целую фабрику.

Предприимчивость девушки не знала границ – вскоре вышел первый каталог фирмы «Штайф». Фирма производила множество разнообразных игрушек: слонят, щенков, котиков и, конечно, медвежат.

Первые медведи, которых делали на фабрике «Штайф», стояли на четырех лапах и были похожи на настоящего лесного зверя. Только в1902 году у племянника Маргарет – Рихарда появилась идея поставить медведя на задние лапы, как в цирке, а голову и лапы заставить двигаться как у куклы. Это был по – настоящему новый тип игрушки, сразу ставший очень популярной и у девочек, и у мальчиков.

    

УЧИТЕЛЬ. А откуда появилось всем известное медвежье имя – Тедди?

Оказывается, и здесь существует своя история и переносит она нас в Америку. В Америке  эта игрушка появилась благодаря президенту США Теодору Рузвельту и эмигранту из России. А что в мире обошлось без русских?

 

 

 

ПОЯВЛЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ.

 

В том же 1902 году американский президент Теодор Рузвельт охотился в штате Миссисипи, но так и не встретил ни одного медведя. Чтобы угодить президенту, егеря поймали медвежонка и привязали к дереву. Рузвельт возмутился и отказался стрелять в беззащитное животное.

 

На следующий день эта история появилась в газете «Вашингтон пост», сопровождаемая забавным шаржем. Маленький медвежонок с выпученными от страха глазами и большими ушами сразу же покорил сердца американцев. С тех пор мишка в Америке стал символом доброты, заботы и милосердия.

 

Эмигрант из России Морис Мичтом, обосновавшийся в Бруклине, выставил витрине своего магазина мишку, сшитого его женой из кусочков ткани. Рядом с мишкой повесил вырезку из газеты с карикатурой. Многие посетители магазина и просто прохожие захотели купить такого мишку. Предприимчивые Моррис с женой стали шить мишек на продажу.

 

 По преданию, Мичтом даже написал письмо президенту Рузвельту, в котором спрашивал разрешения назвать медвежонка сокращенным именем от «Теодор», то есть Тедди.       

 

 УЧИТЕЛЬ. Наверное, поэтому международным днем плюшевого мишки был выбран день 27 октября, день рождения 26-го президента США Т. Рузвельта.

В России особое отношение к медведям. Медведей считают визитной карточкой России.

Именно мишка был выбран символом Олимпиады, проходившей в 1980 году в Москве.

В России днем плюшевого мишки считают 19 ноября. В этот день ежегодно в Москве проходит выставка «Теддмания».

Мы с девочками готовились к этому дню и организовали школьную выставку, полюбоваться на которую вы могли уже со вчерашнего дня. Все мишки на нашей выставке хороши, но один из них все-таки особенный.

 

Мы хотим подарить его школе в качестве талисмана, который будет оберегать нашу школу и всех, кто в ней учится и работает от всех забот и невзгод, будет приносить всем удачу и счастье!

НО, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОН СТАЛ НАСТОЯЩИМ ТАЛИСМАНОМ, МЫ ВСЕ ДОЛЖНЫ КОЕ-ЧТО СДЕЛАТЬ.

Сейчас наши ведущие раздадут всем присутствующим маленькие сердечки из ткани. Каждый из вас положит сердечко на одну ладошку, накроет другой и от всего сердца пожелает школе и всем окружающим всего самого наилучшего. Согрейте сердечки теплом своих душ и свих ладошек!

  Затем ведущие соберут маленькие сердечки, а вместе с ними и добрые пожелания, положат в одно сердечко побольше и это сердечко мы подарим нашему мишке-талисману. После этого он оживет.

Право зашить мишку предоставляется ученице 9 класса Тупикиной Ирине!

Пока Ира будет зашивать мишку, «оживлять» его, мы исполним песню «Наш Мишка».

 

В нашем зале становится тише,

Мы замрем в ожиданьи чудес.

Скажем «Здравствуй, наш ласковый Миша,

Заходи в этот сказочный лес».

Ты не бойся, тебя не обидим мы,

Будь нам другом, защитой для всех,

Чтобы стали все мирными, дружными,

Чтоб всегда были радость, успех!

 

Припев:

Ты согреешь сердца,

И поселишь в души нежность,

Будешь дом наш беречь

Для добра и для новых встреч!

 

Пожелаем друг другу удачи,

И добра, и любви без конца.

И надежда, и вера, и дружба

Загорится пусть в детских сердцах.

Мы в объятьях тебя отогреем,

Ты услышь наших душ голоса.

Дай же лапу нам, Мишка, скорее,

И пойдем мы творить чудеса!

 

Припев.

 

 

УЧИТЕЛЬ.

Плюшевому мишке-110 лет! За такую долгую историю мишка Тедди приобрел много различных образов, от классического до фантазийно-сказочного. Неизменным остается одно:

 

ОН ДОБРЫЙ И ЛЮБИМЫЙ, И ЕГО СОЗДАЮТ ХОРОШИЕ ЛЮДИ!

 

ЗУЕВА Н.П. КОНСПЕКТ УРОКА В 3 КЛАССЕ. СЛОЖНЫЕ СЛОВА

Зуева Наталья Петровна

 

Тема урока: «Сложные слова».

                                        

Цель:создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введение его в систему знаний.

 

Задачи:1) познакомить учащихся с образованием сложных слов;

        2) развивать орфографическую зоркость, развивать  навыки  исследовательской  деятельности, развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать мыслительные операции, речь учащихся;

           3) воспитывать интерес к языку, слову.

 

Тип урока:урок изучения нового материала.

Вид урока:урок-исследование.

Методы  обучения:

Проблемный

Исследовательский

Информационно-коммуникативный

Оборудование:учебник  «Русский язык. 3 класс» В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого; Издательство «Просвещение», Москва 2012г., у учащихся  – раздаточный материал, «Лист исследований».

Формирование УУД:

Познавательные:формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, самостоятельное создание проблем, способов решения проблем  творческого и поискового характера.

Коммуникативные:навыки сотрудничества.

Регулятивные:определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, сравнение с эталоном; выделение, осознание учащимися качества и уровня усвоения; самоконтроль, взаимоконтроль.

Личностные:мотивация изучения нового.

 

 

 

 Ход урока

  1. I. Организационный момент.Эмоциональный настрой на урок. Мотивация к учебной деятельности.

 Я умею думать, я умею рассуждать,

 Что  полезно для работы, то и буду выполнять.

- Запишите число, классная работа.

-Cегодня на уроке мы будем работать в группах.

- О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращайтесь  друг  к другу. Выслушивайте мнение каждого, не перебивая. Доказывайте свои версии. В группе ответы дает каждый. Умеешь сам – научи другого. Будьте внимательными друг к другу.)

 

II.Актуализация знаний.

-Какую широкую тему  мы изучаем на уроках русского языка?(Мы изучаем тему : «Слово»)

-Какую более узкую тему мы изучаем на протяжении последних уроков?

( Изучаем «Состав слова»)

-Какие части слова мы изучали? Вы не забыли о предлоге?(«ловушка»)

- Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы « Словообразование» и расширим свои знания в этой области. Скажите, что изучает словообразование?(Словообразование изучает образование новых слов.)

 

III. Постановка проблемы.

 

Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите,
Правильно слова спишите.

 

1) Фронтальная работа

- Найдите в словах ошибки, объясните какую букву надо писать и почему?

Учитель по порядку показывает карточки со словами каждой группе. Дети записывают в тетради ,объясняя орфограммы, выделяют корни , где надо ставят ударение, устно подбирают проверочные слова, слово СНЕГОПАД учитель дает для самостоятельной работы)

Слидит, трафка, улыпка, марозы, загадка, горад, снигопат.

2) Постановка проблемного вопроса.

- Я увидела, что вы по-разному определили корень в слове СНЕГОПАД.

открывает запись СНЕГОПАД.

- Возникает вопрос, сколько корней в слове СНЕГОПАД?

3) Решение проблемы.

- Когда так говорят - Начался снегопад? (Когда с неба на землю падает снег)

Запись на доске: снег падает

- Какой корень в слове СНЕГ? Подберите однокоренные слова.

- Какой корень в слове ПАДАЕТ? Подберите однокоренные слова.

- Есть ли корни -снег- и -пад- в слове снегопад?

- Так сколько корней в слове СНЕГОПАД? (В этом слове 2 корня)

- Знаете ли вы ещё слова с двумя корнями?

- Как можно назвать эти слова? (Предположения детей)

 

IV.Сообщение темы и цели урока.

 

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня)

Я предлагаю вам  план исследования

- Чтобы ваши исследования прошли успешно,  какими нужно быть? (активными, внимательными, помогать друг  другу

 

План исследований.

1.Как образуются сложные слова?

2.При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

3.Какую роль играют сложные слова в речи?

4.Составление схемы-подсказки для орфограммы «Сложные слова».

                                 

                                V. Изучение  нового  материала.


1) Исследование №1. Образование сложных слов.

- Какой первый пункт нашего плана? (Как образуются сложные слова?)

- Как вы думаете, что это за слова такие - сложные? (предположения детей)

- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте ( звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

На доске появляется запись: (слайд 8)

-нос-,  -н-,    -ок-, -рог-,  с-, варит,  -ик-,  -ы, -а,  -сам-,

- Что это такое? (Это части слова: приставка, суффикс, корень, окончание)

- Что  здесь  лишнее?   («Ловушка» Варит – это не часть слова, а целое слово)

- Какое задание можно придумать? (Я предлагаю составить слова, затем их записать в тетрадь.)

Давайте  выполним  это  задание. Какие слова у вас получились? Какая команда придумала больше всех? (носик, носы, рога, рожок, сварит,)

- Что мы сейчас складывали? (части слова в слова)

- Ребята, а про какую часть слова мы забыли? (основа)

-Что такое основа? (Основа – это часть слова без окончания)

-А можно ли сложить две основы? (высказывания ребят)

Давайте проверим и узнаем, кто оказался прав. Найдите основы в словах: носы и рога. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? Кто такой носорог? (Это животное, у которого на носу рог)

- Ребята, у нас получилось сложное слово. Как мы его получили? (Сложили две основы)

-Попробуйте  сложить основы слов: сам и варит. (самовар)

-Как вы получили сложное словосамовар ? (Мы сложили основы)

-Какой вывод мы можем сделать? Как образуются сложные слова? (СЛОЖНЫЕ СЛОВА ОБРАЗУЮТСЯ СЛОЖЕНИЕМ ОСНОВ) отметить в листе исследования

Исследование № 2. Соединительная  гласная  в  сложных  словах.

-Какой следующий пункт плана? (При помощи чего соединяются корни в сложных словах?)

- Чтобы узнать это,   выполним упражнение 138 на стр.77.

- Выделите в словах самовариносорогкорни.(сам,    вар,    нос,    рог  )

- Что соединяет корни? (Гласная О). Как её можно назвать? (Соединяющая, соединительная)

- Правильно, ребята. Гласная, которая соединяет корни в сложных словах, называется соединительная гласная.

-Запишите слова выделив в них корни и основы. Какие соединительные гласные в этих словах?(е, о)

- Итак, отметим это в  «Листе исследований»

Исследование №3. Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

-Прочтите следующий пункт нашего плана.( Какую роль играют сложные слова в речи?)

Давайте подойдём к тексту,увидели  ли вы сложные слова? Назовите.

-А что означает словорыболов? (Человек который любит ловить рыбу)

-Что удобнее использовать в нашей речи: словорыболовили  предложениеЧеловек, который любит ловить рыбу)(словорыболов)

Вернёмся к нашему слову в котором у нас возникло затруднение снегопад(выпадение снега в большом количестве)

-Почему? (Так короче, удобнее, быстрее)

-Итак,  какую роль играют сложные слова в русском языке? (Их используют для краткости речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание)

- Отметим это в пункте № 3 «Листа исследований».  

Формулировка правила.

-Давайте обобщим всё, что мы узнали.

 -Итак, что же  такое сложные слова? (Это слова, образованные сложением  основ. Корни в сложных словах могут соединяться при помощи соединительных гласных  о. е  и без  них)

- Прочитайте это правило с удивлением.
- А теперь прочитайте это правило с уверенностью в том, что вы знаете, что такое «сложные слова».

 

 VI.Физкультминутка(пальчиковая гимнастика)

 

Солнечные зайчики играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут  ко мне!

(манит пальцами)

Ну лови, лови, скорей!

(имитируют движение)

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок!

(руки поднимают вверх, поднимаются на носочки)

А теперь спустился быстро,

Сел на корточки – так низко!

 

                                VII.Закрепление изученного.


Первичное закрепление.

1.Выпонение упражнения «Конструкторское бюро»

- На партах лежат карточки. Прочитайте слова. Какое задание можете предложить?

- Можно из данных слов составить сложные слова.

лёд                ход                                        зверь                      лов

 лес               парк                                      сам                         лёт

пар                воз                                         птица                    ферма

- Запишем полученные слова, подчёркивая соединительную гласную и разбирая слова по составу. 

2. Разгадывание ребуса

Запишите отгадки.

- Запишите отгадки (диктую):

  • Несмотря на непогоду,

Делает сквозь льды проходы.

Режет их, как масло нож.

Как корабль назовешь? (ЛЕДОКОЛ)

  • Есть специалист такой

Для работы под водой.

Раз надел костюм – ко дну,

Кто он? В толк я не возьму? (ВОДОЛАЗ)

  • Кто ловит птиц? (ПТИЦЕЛОВ)
  • Кто варит сталь? (СТАЛЕВАР)
  • Кто разводит пчел? (ПЧЕЛОВОД)

- Разберите слова по составу.

 

VIII.Обобщение

- А теперь, подводя итог нашего урока,  просмотрите результаты наших исследований, вспомните  всё, что мы узнали о сложных словах. (высказывания учащихся)

Найдите схему,которая относится к схеме сложного слова.

 

 

 IX. Домашнее задание

 

Стр.78 упражнение 141

 

X. Рефлексия

 

Закончите предложение:

Сегодня на уроке я научился …

Было интересно…

Было трудно…

Понял, что…

Теперь я могу…

Попробую…

                                      

ТРОФИМОВА Л.С. КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ

Трофимова Л.С. Конспект факультативного занятия по литературе в 5 классе.

Родная речь – Отечеству основа

Тема урока: Возникновение славянской письменности

 

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с историей создания славянской  письменности.
  2. Раскрыть роль Кирилла и  Мефодия в просвещении славянских народов.
  3. Воспитывать у учащихся  патриотические чувства, любовь к истории и традициям своего народа.

Тип урока: изучение нового материала


Оборудование:

  1. Карта «Древнерусское государство 9-13 вв»
  2. Фотографии памятников Кириллу и Мефодию.
  3. Карточки с заданиями
  4. Фотографии

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

24 мая Россия отметит праздник Святых  равноапостольных учителей словенских Кирилла и Мефодия. Долгое время он оставался только  церковным, но с 1992 года стал праздником государственным – Днем славянской письменности, и в этом соединении есть не только  глубокий смысл, но и свой урок.  Кто создал славянскую азбуку? Как это было? Какое значение имело для Руси создании славянской письменности? На эти и другие вопросы мы ответим на нашем уроке.

Учащиеся нашего класса представляют три творческие группы:

  • историки
  • актеры
  • любители поэзии.

Первое слово, конечно же, предоставляется историкам; итак, заглянем в глубь веков.

1 чтец. Константин Философ (827-869) и Мефодий (ок. 815-885). Они  были македонцами, т.е. выходцами из Византийской провинции Македонии, греки по национальности, но вероятно владевшие славянским диалектом. Некоторые ученые полагают, что отец их был болгарином, а мать гречанкой.

2 чтец. Ко времени этой  миссии оба брата были уже зрелыми людьми, испытанными и духовно опытными. Согласно житию, Мефодий 10 лет управлял каким-то славянским княжеством в пределах Византии, потом  ушел в монастырь на горе Олимп в Малой Азии, был игуменом в монастыре Полихрон, также в Малой Азии, участвовал в духовной миссии к хазарам вместе с братом.

3 чтец.Константин Философ уже в раннем возрасте, еще в доме родителей, много читал, особенно духовной литературы, например, сочинения Григория Богослова.

 

        

4 чтец.После смерти отца Мефодия и Константина – друнгария (сотника) Льва, - узнав о необыкновенных дарованиях юного Константина, его взяли во дворец, чтобы обучать вместе  с цесарем. В столице Константин, как говорит Житие, в 3 месяца овладел всей грамматикой, научился Гомеру, геометрии и диалектике, и всем философским учениям, а сверх того риторике, арифметике, астрономии, музыке и всем прочим наукам.

        5 чтец. За успехи в науках получил прозвание Философа, то есть Мудрого. Он стремился к тихой и уединенной жизни в монастыре, но удавалось ему это  только на короткое время. Сначала по воле знатных лиц он стал хартофилаксом (библиотекарем) у патриарха в знаменитом храме Святой Софии в Константинополе, затем – его «умолили  принять  сан учителя, учить философии своих учеников и чужеземцев со всякой поддержкой и помощью»

         Вскоре он стал вместе с братом просветителем.

1 чтец. Константина 3 раза отряжали с духовной миссией к другим народам. Первый раз, когда Константину было всего 24 года, его направили к  агарянам (саранцинам), то есть к арабам-мусульманам, которые владели  Сирией. Перед их учеными Константин отстоял догмат Пресвятой Троицы. Во второй раз Константин вместе с братом своим Мефодием ездил к хазарам -  тюркоязычному народу, который склонялся к иудаизму, но все же имел сомнения и желал испытывать христианскую  веру. Проповедь братьев была успешна – из хазар крестились 200 человек.

2 чтец. Славянская Моранская миссия была третьей по счету в жизни Константина, второй – в жизни Мефодия. Она оказалась самой важной и  продолжительной и окончилась только с их смертью, на родину братья уже  не вернулись, став «языкословенскими апостолами и благомудрыми учителями» (Акафист).

1 чтец. Каждый год 24 мая во всех  славянских странах прославляют святых  Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Вся жизнь равноапостольных братьев была связана со славянскими народами и языками. Братья – греки, но, по преданию, их  мать – славянка. Мефодий до того, как  удалиться в монастырь, правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств. В монастыре к  Мефодию присоединился младший, Константин, Кирилл в постриге.

2 чтец.Братья отправились к хазарам – для  евангельской проповеди. И это имело прямое отношение к судьбе славянского  мира: каганат тогда обладал огромным влиянием на славянские племена: поняне, северяне, радимичи были его данниками.

3 чтец. По  сути братья остановились в Корсуни и там обрели святыни, объединяющие как Восток и Запад (мощи священномученика Климента, папы римского, ныне почитаемого и  православными, и католиками), так и  греческий и славянский мир (Евангелие и Псалтырь, написанные «русскими буквами». Там же, в Корсуни, братья встретили человека, говорящего по-русски, и учились у него читать  и говорить на его языке.

Позже Кирилл и Мефодий отправились проповедовать в Моравию, для чего и составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие и богослужебные книги.

5 чтец. Немецкий епископат, служивший в Моравии на латыни, инспирировал разбирательство, для которого братье6в вызвали в Рим. Они ехали на верное осуждение, но взяли с собой мощи святого Климента. Узнав, какую святыню несут с собой братья, папа Адриан  Второй встретил их с почетом и утвердил богослужение на славянском языке.

 

1 чтец. Кирилл и почил в Риме, а Мефодий просвещал Паннонию, Чехию, крестил одного из польских князей. Славянский стал после греческого и латинского третьим языком в Европе, на котором распространялось слово Божие, а вслед за ним и светское  просвещение.

1 чтец.После смерти Мефодия его ученики нашли прибежище в Болгарии, только что принявшей христианство. Болгарская церковь канонизировала Кирилла и Мефодия еще в конце 9 века.

3 чтец.В годы болгарского Возрождения, в 1851-м, по инициативе Найдена Герова сначала в отдельных городах, а потом и по всей стране стали празновать День болгарской письменности.

4 чтец. Около 30 лет назад папа римский объявил святых покровителями Европы.

5 чтец. Получается, что День памяти Кирилла и Мефодия – праздник единства. Светской и церковной культуры. Славянских народов. Востока и Запада. Да и всех культур России и Евразии, которые звучат на весь мир благодаря переводам на славянский – русский язык.

Учитель: Итак, ответим на вопрос: -  Кто создал славянскую азбуку? Что мы узнали о Кирилле? О Мефодии?

 

2.А теперь мы прямо сейчас увидим наших героев Кирилла и Мефодия и еще  к нам в гости приехали Придворный и царь Михаил.

Глашатай: Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я  вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили – были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. А у них были добрые матушки,  бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать, да косить, дома – терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

         А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл  с Мефодием. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин. Дома два брата говорили  на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать  славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать – это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему  стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

 


Придворный:(обращается к царю)

Послы славянские пришли от правителя своего с просьбою. Говорят, что их народ принял уже веру христианскую, а грамоты своей не имеет.

Царь Михаил.

Ну что ж, давай пошлем учителей. Но кого? Назови мне имя способного человека.

Придворный.

Я думаю, что такой человек находится среди нас. (Все смотрят на Кирилла)

Царь Михаил.

В самом деле. Кроме тебя и твоего брата послать некого. Кто еще так хорошо знает язык славян?

Кирилл.

К славянам я пойду с радостью. Но будет ли от этого польза, если у них нет не только своей грамоты, но и книг своих нет? Книги, писанные на языке славян, необходимы, государь.

Царь Михаил.

Вот я и приказываю: раз нет у славян грамоты, значит, надо ее составить. И книги, которые нужны, перевести с нашего языка на славянский. Поручаю это тебе и твоему брату.

Кирилл и Мефодий, стараясь скрыть радость, смиренно кланяются и уходят.



3. И в заключение послушаем любителей поэзии. Много замечательных стихотворений было написано в связи с этим важным  событием. Вашему вниманию  предоставляются некоторые из них.

1 чтец.

Вот азбука – начало всех начал.

Открыл букварь, и – детством так и  дунуло!

А Константин – философ по ночам

Не спал, наверно, буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки- основа

Грядущего неписанного слова,

Великого, как Тихий океан.

Ян Гольцман

2 чтец.

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам…

Ф.И. Тютчев

3 чтец.

Он самый молитвенный в мире,

Он волею Божьей возник –

Язык нашей дивной Псалтири

И святоотеческих книг…

В. Афанасьев

4 чтец.

Родная речь – Отечеству основа.

Не замути Божественный родник,

Храни себя: душа рождает слово –

Великий,  святорусский наш язык!

Иеромонах Роман

 

Чтобы воспринимать культурные ценности во всей их полноте, необходимо знать  их происхождение, процесс их созидания и исторического изменения, заложенную в них культурную помять.

Д.С. Лихачев

5 чтец.

В обители горние переходил

Славян просветитель философ Кирилл.

Кирилл умирал. И вставали вдали

Прекрасные храмы далекой земли.

И звон колокольный сквозь трепетный сон

К нему доходил из грядущих времен;

Где книжною сладостью ум  напитав,

Народ отходил от жестоких забав.

И в памяти вновь проходил перед ним

Не гордый Царьград, не властительный Рим,

А юный народ на Дунае-реке;

Что славил Христа на своем языке.

Смиренный  Мефодий скорбит недвижим.

Славянские книги приветствует Рим.

И с верой Христовой навеки сплелась

Славянского слова узорная вязь.

М. Махонина.

3. Итог урока.

- Сегодня на уроке мы с вами услышали много нового о возникновении славянской письменности и ее создателях. Это великое событие было очень  важным для Руси. Великий русский писатель Н.М.  Карамзин писал: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии, все другие были следствием». Чтение и письмо открыло человеку новый мир.

НОВИКОВА Т.В. КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

 КОНСПЕКТ  ОТКРЫТОГО УРОКА

 по русскому языку по ФГОС 3 класс

(По учебнику «Русский язык», 3 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова)

Тема: «Приставка»

 

 Учитель: Новикова Т.В.


Цели урока:

1.  сформировать ценностное  отношение к совместной познавательной деятельности по определению  приставки в словах;

2. продолжить работу по формированию представления о возможном строении основы слова;

3. подвести учащихся к выводу, что основа может состоять из одной, двух или трёх частей;

 4. формировать представления о приставке как о значимой части основы слова, с помощью которой можно образовывать родственные слова;

 5. развивать у учащихся память, мышление, внимание, речь;

 6. воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимовыручки;           

 

Оборудование: учебник Русский язык. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. 3 кл.,

  Зеленина Л.М. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс,   Зеленина Л.М. Русский язык. 3 кл. Рабочая тетр. для  нач. шк, слайд – презентация.

 

Тип урока: комбинированный

Вид контроля:  фронтальный, самоконтроль.

 

Ход урока

1.    Организационный момент

Цель: осуществить  межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.

С добрым утром начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинаем урок!

—       Психологический настрой к уроку

       На доске: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 10. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Я очень хочу, чтобы ваши баллы были ближе к наивысшему – к 10. Но для этого необходимо достойно поработать. Я желаю вам удачи.

 

2. Сообщение темы, цели урока

Цель: Создание проблемной ситуации, составить план урока

«Кто думает – тот всегда додумается»

-Начнем урок с пословицы. Прочитайте ее.

В чем смысл этой пословицы? ( Она будет девизом нашего урока)

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?

 

3.Актуализация опорных знаний и умений

Цель: повторить пройденный материал, создавая  ситуацию успеха на уроке и вовлекая ребенка в конкретную деятельность по решению учебной задачи.

 – Какая часть основы называется корнем?

 – Из скольких частей может состоять основа слова?

 

4. Изучение нового материала

Цель: создание  проблемной ситуации и поиск решения проблемы, используя разные варианты.

Проблемная ситуация:

– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова.

 Вот объявили наш вылет. Мы приготовились к полёту. Перелёт длился два часа.

 –  Отличается ли значение слов?

 –  Чем это вызвано?

Решение проблемы:

 – Отделите окончания в этих слова. Выделите основу. Выделите корень. Что заметили? Чем ещё отличаются эти слова друг от друга?

 –  Где стоит эта часть?

 

У корня в недругах, представь-ка

Есть дама гордая – Приставка

А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

 – Эта часть слова называется приставкой. Подумайте и дайте определение приставки по плану.

Приставка – это…        

 1). Часть слова

 2). Находится перед корнем или после корня.

 3). Для чего служит?

 – Она обозначается значком ¬

4.Упр.33 (стр.101)

 – Выписать слова с корнем –ход. С помощью схемы показать, из скольких частей состоит основа каждого из этих слов.

 – Чем по смыслу отличаются эти слова?

 – Какая часть даёт слову его значение?

Прочитайте текст. Подумайте, какие приставки пропали из слов. Спишите текст, вставляя приставки: раз-, по-, от-, с-. Вспомните правила списывания. Обращайте внимание на знаки препинания.

        Барбоска  …крыл буфет, видит – там блюдо с киселём стоит, а на верхней полке – большой пирог. Он взял блюдо с киселём, …ставил на пол, а сам …лез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал …пускаться и …пал лапой в кисель. Барбоска шлёпнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него …мазался по спине.

   Учащиеся самостоятельно работают в тетрадях, затем называют и вставляют пропущенные приставки в текст на доске.

  Взаимопроверка и взаимооценка выполненной работы.

 

5.  Физкультминутка

 На доске записаны слова:  Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

           При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

 

6. Закрепление изученного материала

Цель: выполнение практической работы индивидуально и в группах.

1.Самостоятельная работа в группах.     

Образовать новые слова от слов:

1 гр.-работать.    2 гр. –учить.  3 гр.-резать.      

Работают в группах, выбирают из набора приставок те, которые подходят по смыслу.

2.Работа в парах.

Дописать недостающую по смыслу часть слова.

…бежал за угол, …бежал из дома, …бежал первым, …бежал через дорогу,  …бежал от края.

2.Упр.57 ( стр.74 «Дидактический материал»)

 – Образовать родственные слова с приставками.

3.Упр. 4 ( стр. 28 Рабочая тетрадь)

4.Дополнительное задание (устно – игра)

Замени одним словом:

Начал говорить, начал петь, закончил читать, закончил шить, начал бежать

 

7. Оценивание работы учащихся

Цель:самостоятельное оценивание детьми степени своего владения учебным материалом.

- Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

- Какие знания мы открыли?

- Оцените свою работу на уроке по 10-бальной системе 

    1      2      3      4      5      6      7      8      9      10

 

8. Итог урока

Цель: повторение плана и цели урока

Какова была цель нашего урока?

-Достигли мы этой цели?

-Что такое приставка, как она работает?

 

9. Домашнее задание

Упр.36. стр.102; р.т. упр.2, стр.27