СТАТЬИ

План-конспект урока литературы в 8 классе "Житие преподобного Сергия Радонежского"

Трофимова Любовь Сергеевна


План-конспект урока литературы в 8 классе "Житие преподобного Сергия Радонежского"



Тема урока: Житие преподобного Сергия Радонежского заступника и молитвенника за землю Русскую.


Форма проведения: урок-путешествие.


Задачи урока:


Образовательная: познакомить учащихся с особенностями житийной литературы на примере « Жития Сергия Радонежского», рассмотреть духовный путь игумена.


Развивающая: развивать культуру устной речи, навыки анализа текста, навыки выразительного чтения и пересказа, развивать умение делать выводы.


Воспитательная: формирование духовного мира учащихся, интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за его прошлое.


УУД:


Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: использования адекватных языковых средств для отображения в форме устных и письменных речевых высказываний.


Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операционный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач.


Познавательные: объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования содержания слова, предложения, текста.


Приёмы: беседа, работа с тетрадями, фронтальный и индивидуальный опрос, выразительное чтение, театрализованное представление.


Оборудование: записи на доске слов и их толкований, репродукция картины М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею».


Ход урока:


  1. Организационный момент урока.


Звучит эпиграф урока:


Сколько веры, сколько силы!

Духом плоть побеждена.

С этой верой тьма могилы

Человеку не страшна!

Благодатные примеры-

Эти светочи земли…

О, хотя частицу веры

Их мне, Господи, пошли!


2. Введение в тему. Вступительное слово учителя. Постановка проблемы.


-Сегодня мы совершим путешествие во времени и отправимся в далёкий 14 век, чтобы ближе познакомится с человеком, который за свою праведную жизнь возведён в святые Земли Русской. Целью нашего путешествия во времени будет ответ на вопрос: «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?»


3.Словарная работа


Для того чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо пополнить наш словарный запас необходимыми терминами. Откройте тетради, запишите значения нужных слов.


( На доске записано:


Житие-жизнеописание, оно рассказывает не только о фактах биографии, но и духовной жизни человека.

Молитва- обращение к Богу.

Пост- воздержание в еде.

Преподобный - монах, достигший святости.

Литургия-главная церковная служба, проводимая в первой половине дня.

Отрок- подросток.

Инок-монах. Искушение- испытание.

Игумен - старший.

Просфора-хлеб, который вкушают до и после литургии.)


4.Работа с текстом

-А теперь обратимся к тексту « Жития…»

-Ответьте на вопросы:

- Какое имя дали святому при крещении?

- Каким был Варфоломей в детстве?

- Что необычного в том, как Варфоломей овладел грамотой?

- Какие три чуда произошли с Сергием до принятия монашества?

- Какие чудеса он мог творить?


5. Анализ репродукции картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

-Для того чтобы лучше представить те далёкие события, давайте посмотрим на картину М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»



-Кого мы видим на картине?

Отрок и старец стоят на возвышении. Они на переднем плане картины, значит, главные герои, а за ними русская земля. Почему так? Потому что Сергий - будущий молитвенник за Русь, заступник земли русской.

-Какое важное событие в жизни отрока Варфоломея изображено на картине?


6.Физкультминутка

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета – поднялись,

Три, четыре – руки вниз.


7.Инсценирование отрывка из текста «Жития…»

- Об этом важном событии расскажет сценарий, подготовленный вашими одноклассниками.

Выходит ученик, исполнитель роли Инока, в монашеском одеянии и молитвенно опускает голову.

Ведущий:

- Однажды Варфоломей пошёл в поле искать пропавших жеребят и увидел незнакомого ему старца.

Выходит другой ученик, исполнитель роли Варфоломея и подходит к старцу.

Старец:

- Что тебе надобно, чадо?

Варфоломей:

- Отче, отче, мне не даётся ученье,

Помолись о немощи этой моей!

Ведь без Господа не даётся ничего же-

Он услышит молитвы твои!

Я хотел бы читать Слово Божие

Так как умеют это братья мои.

Старец:

- Сердце моё помочь тебе радо.

И вот сейчас

Вместе с тобой мы помолимся, чадо.

Разве Господь не услышит нас?

Ведущий:

- Ангел с отроком клали поклоны,

И горела в них к Богу любовь.

Старец:

- От Бога тебе отрада-

Святая просфоры часть.

Мал кусочек, но дар велик.

В сей частице от Бога разум

К постижению священных книг!

Старец и отрок уходят.

Ведущий читает стихотворение:

- Он был украшен воздержаньем,

Постился строго с ранних лет.

В молитве и благодеяньях

Проходит дней его расцвет.

Любил он бедную одежду,

Трудился для семейных нужд.

Был кроток, тих, во всём прилежен

И развлечений детских чужд.

Одно в нём близких огорчало:

Давалась грамота с трудом,

Но это тоже означало

Особый промысел о нём.

Он старца дивного встречает,

Ему решается сказать,

Что более всего желает

Науку книжную понять.

И черноризец, помолившись,

Просфору отроку подал,

А тот, вкусив её, не сбившись,

Псалтырь с усердьем прочитал.

С тех пор успешно он учился,

Тем радуя отца и мать

И больше прежнего молился,

Мечтая сам монахом стать.


7.Итог урока:

- Итак, путешествие наше подошло к концу, давайте вспомним цель нашего путешествия и ответим на вопрос «Почему Сергий Радонежский был причислен к лику святых?» Остаётся добавить, что святые - это люди добрые, кроткие, явившие пример Христовой любви, смирения, верности Богу. Таким и был преподобный Сергий Радонежский.


8.Домашнее задание: ответьте письменно на вопрос: «Зачем нам, людям 21 века, изучать житие святого?»


Нет комментариев

Добавить комментарий