СТАТЬИ

Организация классного клуба «Вес. Эр.» (Веселый эрудит) для младших школьников

Гапизова Марина Васильевна


Организация классного клуба «Вес. Эр.» (Веселый эрудит) для младших школьников



Введение


Социально-экономические и политические условия современного общества формируют запрос на личность свободную, инициативную, творческую, с высоким уровнем духовности и интеллекта. Именно в младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами такого развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач, стоящих пред педагогом. Кроме этого, младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребенком достаточно легки. Необходимо лишь понимание его забот, волнений, переживаний. Особенно для детей, вступивших в новый этап своей жизни, школьный, и попав в новые условия жизнедеятельности, а именно, в условия санаторно-лесной школы, в условия оторванности от привычной домашней среды, обязательно нужна ситуация успеха и удовлетворения. Некоторым детям, которые пришли в школу с определенными проблемами (а количество таких детей растет с каждым годом) не удается адаптироваться к процессу обучения. У них появляется неадекватное поведение, формируются отрицательные черты характера, нарушается система взаимоотношений с окружающими людьми.

Именно внеурочная, внеклассная деятельность, а в частности, работа классного клуба, которая предполагает неформальное общение педагогов и воспитанников, а также создание ситуации успеха, дают возможность заметить достоинства каждого ребенка, его исключительность, и дать ему возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности. Проведение клубных часов, с соответствующими атрибутами и ролями, является очень удачной формой неформального взаимодействия всех членов классного коллектива. Такая форма работы с детьми объединяет в себя практически все воспитательные мероприятия, которые можно проводить с детьми – это и беседы, и викторины, и конкурсы, и подвижныеигры, и отмечать какие-то знаменательные даты и все, все, все… под названием «Клубный час». Вот так в нашем классе возник клуб «Вес. Эр.»


Основные направления клубной деятельности


Просвещение. Получение младшими школьниками дополнительных знаний по жизненно важным вопросам, расширение их кругозора, повышение эрудиции. Благодаря неформальному общению и интересным для ребят формам подачи материала, все усваивается гораздо лучше, чем на уроке, ликвидируются пробелы в знаниях.


Развитие общественной активности. Происходит уже на начальном этапе, так как во время подготовки и проведения мероприятия ребята видят результаты своей работы, осознают ее значимость не только для себя, но и для своих одноклассников, педагогов. Чтобы закрепить этот момент в сознании ребят, нельзя оставлять без внимания ни одно положительное действие ребячьей активности.


Развитие инициативы и творчества. При подготовке мероприятия проводится беседа с учащимися, интересна ли им тема, что дети хотели бы добавить или изменить. Для младших школьников характерно демонстрировать свои творческие способности: рисовать, танцевать, петь, выступать в роли главного героя сказки и т.д. Такой порыв обязательно поощряется и используется. Так ребенок учится не быть равнодушным.


Формирование общественного мнения на основе общения. При обсуждении тем происходит непринужденное общение. Дети учатся задавать вопросы и отстаивать свою точку зрения, не опасаясь вызвать недовольство друзей и взрослых. Такую возможность им предоставляет неформальная обстановка клубных часов.


Организация культурного отдыха и развлечений. Все образовательные и воспитательные задачи в клубе решаются на основе хорошо организованного отдыха и развлечений. Именно это привлекает ребят на начальном этапе. А для некоторых из них это единственный источник приобщения к культуре, творчеству, возможность почувствовать себя на равных с другими ребятами. А участвуя в организации мероприятия, ребенок расширяет сферу своих способностей, получает уверенность в своих возможностях.


Как происходила организация клуба «Вес. Эр.» на практике и фрагменты его работы.


Клуб является добровольным, самодеятельным, общественным объединением учащихся в рамках одного класса. В конкретном случае – 4-го. В основе работы клуба – неофициальное общение учащихся и взрослых, товарищество, уважение, сотрудничество, детская инициатива и участие в управлении. Такая форма работы включает в себя комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей.


Цели:


  • помочь младшим школьникам адаптироваться в условиях новой школьной среды и современной жизни;

  • дать возможность ребятам раскрыть свои творческие способности;

  • воспитывать детей на положительных примерах.



Задачи:


  • подготовить ребят к длительной учебной работе в санаторно-лесной школе;

  • заинтересовать детей неформальным, интересным, полезным общением друг с другом, со взрослыми;

  • помогать «трудным» найти свое место в школьном коллективе;

  • дать возможность как можно большему количеству ребят продемонстрировать свои положительные качества и возможности, помочь им завоевать авторитет и самоутвердится на основе их положительного опыта;

  • пропагандировать здоровый образ жизни;

  • развивать инициативу, приобщать к самоуправлению;

  • формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями других участников мероприятия, способности доброжелательно и чутко относится к людям, сопереживать);

  • формирование социально адекватных способов поведения и толерантного отношения друг к другу.



Немаловажную роль в успехе мероприятия играет оформление помещения, где будут проходить клубные часы. Оно должно быть необычным, ярким, так как ребята младшего возраста очень впечатлительны и эмоциональны. Клуб имеет вывеску, эмблему, членские билеты и рекомендации «Как стать членом клуба». Причем ребята с удовольствием включаются в работу по оформлению клуба. Педагог фотографирует детей, и каждый ученик изготавливает свой членский билет с фотографией. Что придает ему (ребенку) значимость и повышает чувство ответственности. В этой работе проявляется вся фантазия ребенка.

На каждое заседание клуба назначаются дежурные, которым учащиеся предъявляют свои членские билеты.


Клубный час проводится один раз в неделю. Ведет заседание председатель. Это выборная должность. Каждый ученик за год бывает председателем несколько раз. Ребятам эта должность очень нравится, они учатся говорить и руководить, хоть маленькой, но аудиторией. Это их раскрепощает, активизирует, учит быть самостоятельными и ответственными. Председатель имеет отличительный костюм: шелковый плащ-накидку со звездами, жабо и «академическую шапочку», что придает торжественность момента и значимость.



Председатель начинает заседание с приветствия. Примерно так: «Здравствуйте, уважаемые члены клуба. Мы очень рады снова видеть вас на нашем клубном часе! …» Далее сообщает тему заседания, план работы, предоставляет слово при необходимости педагогу для пояснения и проводит мероприятие по плану. Тема мероприятия и план проведения заранее оговаривается с педагогом. Причем, печатный текст выдается председателю сознательно перед началом мероприятия. Дети понимают, что от них не требуется точного воспроизведения текста, им не ставятся за это отметки, и они могут импровизировать. Это помогает им тренировать память и улучшать свои показатели в учебной деятельности.



Заседания заканчиваются чаепитием. В непринужденной обстановке, за чашечкой чая, очень хорошо проходит рефлексия. Накрывать на стол входит в обязанности дежурных. Хочется обратить внимание, что для сладкого стола достаточно чая и булки с вареньем. И каждый ребенок хочет принести для всех варенье из дома. И мамы им в этом с удовольствием помогают. Это свидетельствует о том, что детям очень нравится такая форма мероприятия. И они с радостью делятся впечатлениями с родными дома.



И еще, обязательным компонентом каждого клубного часа, является тихая фоновая музыка. В основном используются классические инструментальные произведения. А во время чаепития, после рефлексии, дети устраивают маленькую дискотеку.


Фрагменты некоторых заседаний


Конкурсная игра « Самый... самый… самый…»



«Театр одного актера»



«День всех влюбленных»



Конкурс среди девочек « Самая умелая, самая веселая девочка на свете»



Командная игра «В гости к Марсианам»



Заключение


Такая форма работы с учащимися имеет большое значение, особенно, когда дети оторваны от домашней среды. Во-первых, это нравится детям. Во-вторых, они узнают много нового и интересного, что способствует интеллектуальному развитию, развитию познавательного потенциала. В-третьих, посредством игры происходит всестороннее развитие личности ребенка, формирование человека как субъекта, т.е. носителя сознания, воли, жизненной позиции.


В.А.Сухомлинский писал: “Игра – широкое многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры, умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение в школе”


Литература

Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1-4 классы.-- М.: ВАКО, 2006.

Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.,1995.

Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М.: Владос, 2001.

http://www.uchmet.ru/library/material/143042/

Нет комментариев

Добавить комментарий