СТАТЬИ

Методы педагогической диагностики в соответствии с ФГОС

Кондрашов Александр Викторович



Методы педагогической диагностики в соответствии с ФГОС


Введение


В современных условиях развития образования вопрос оценки качества образования остается одной из актуальных проблем. Это непосредственно связано с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт определяет требования к результатам освоения образовательных программ с учетом индивидуальных и возрастных характеристик обучающихся. Необходимо не только определить уровень объема знаний обучающегося по предмету или практических умений на определенном этапе обучения, но и определить динамику формирования универсальных учебных действий.  В связи с этим актуальным является вопрос педагогической диагностики обучающихся на всем временном отрезке освоения образовательной программы основного общего образования. Освоение и применение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС является важной составляющей профессиональной деятельности педагога.

Методы педагогической диагностики будут рассмотрены на примере уроков истории.


1. Общие требования к педагогической диагностике



В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что система оценки достижения планируемых результатов должна:


  • Устанавливать главные направления и цели оценочной деятельности, направленной на управление качеством образования, характеризовать объект и содержание оценки, параметры, алгоритмы и структуру инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
  • обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
  • предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
  • позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня;


   

Достижение предметных и метапредметных результатов диагностируется результатом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.


Она включает в себя две составляющие:



  1. результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемымми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  2. результаты государственной (итоговой аттестации) выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.


В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Формирование личностных результатов в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой. Не подлежат итоговой оценке результаты индивидуальных достижений обучающихся, относящиеся к ценностной ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики.



2. Методы педагогической диагностики в соответствии с ФГОС



В образовательной деятельности для оценки достижения планируемых результатов имеются различные методы диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Целью педагогической диагностики является получение объективной информации о достижениях обучающихся (в данном случае по учебному курсу «История»), которая дает возможность развития и оптимизации содержания курса, применение соответствующих педагогических технологий, методов обучения, в соответствии с индивидуальным уровнем развития каждого обучающегося и тем самым достичь поставленных педагогических целей и планируемых результатов обучения. Для этого применяется входная, промежуточная и итоговая диагностики.

Входная диагностика реализуется перед началом изучения курса. Основная задача входной диагностики – определить исходный уровень познавательных возможностей учеников для точного планирования процесса обучения в соответствии с потенциалом данных школьников. Входная диагностика дает возможность определить уровень подготовки и готовности обучающихся к изучению нового курса, оперативно спланировать мероприятия по компенсирующему обучению, методическому сопровождению проблемных обучающихся как в групповой, так и индивидуальной формах работы.

Промежуточная диагностика в середине изучения курса дает возможность контроля освоения содержания курса и при необходимости его корректировки.

Итоговая диагностика в конце изучения курса дает направлена на получение данных о результатах обучения, дает возможность определить динамику освоения исторического содержания обучающимися. В Федеральном государственном стандарте основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования четко прописаны результаты обучения по каждому предмету по годам обучения. Итоговая диагностика как раз и дает возможность определения достижения педагогических целей,  результатов обучения, динамики формирования универсальных учебных действий.

В процессе освоения курса истории выделяют комплексную и аспектную диагностики. Комплексная диагностика направлена на получение всесторонних данных: уровне овладения обучающимися историческими знаниями; об уровне сформированности познавательного интереса и освоения учебных навыков; о ценностных приоритетах и ориентациях обучающихся; о полученном опыте самостоятельной познавательной и творческой деятельности.

Аспектная диагностика позволяет получить данные об отдельных результатах обучения. Аспектная диагностика проводится в связи с выявляющимися проблемами в образовательной деятельности (например, с затруднением обучающихся с усвоением теоретического материала, с выполнением познавательных заданий и т.д.).

Уроки гуманитарного цикла подразумевают большой объем устной деятельности школьников. Поэтому основная часть диагностики направлена на контроль устных ответов. Устные ответы позволяют выявить коммуникативные способности обучающихся умение правильно формулировать свои мысли. Например, в 5-6 классах на уроках истории я применяю такие виды контроля как пересказ, составление исторического рассказа по заданному плану. Подобные упражнения позволяют диагностировать не только предметные, но и метапредметные универсальные учебные действия. Для диагностики личностных результатов я использую задания имеющие проблемную направленность, требующие оценки исторических событий или деятельности исторических личностей, выражение собственного мнения и его аргументации.

При анализе письменных работ используются тесты, задания на составление планов ответа, анализа исторического источника, исторические сочинения, эссе. Письменные задания способствуют диагностике сформированности метапредметных и предметных результатов.

Большое значение на уроках истории мною отводится практическим заданиям, а именно, работе с исторической картой, историческим документом, заданиям на составление таблиц и схем, задания на сравнение. Кроме того, обучающимся предлагаются иные формы работы на уроке, позволяющие диагностировать уровень сформированности универсальных учебных действий.

Особое внимание необходимо уделить проектной и исследовательской деятельности как методу педагогической диагностики.




3. Проектная деятельность как метод педагогической диагностики



На всех этапах работы учителя и обучающегося необходим универсальный инструмент диагностики предметных, метапредметных и личностных результатов. На наш взгляд, таким инструментарием служит проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

Данная технология, с одной стороны, позволяет обучающемуся решать проблему учебного проекта, применять алгоритм действий и инструментарий при работе с историческим содержанием, применяя их непосредственно в контексте данного проекта, планировать свою работу и ставить учебные задачи. Иными словами, обучающийся применяет на практике все свои знания и умения, и что особенно важно, обучающийся осознает недостаток своих знаний, умений и навыков и самостоятельно в ходе работы восполнить.

С другой стороны, метод проектной деятельности позволяет педагогу определить уровень сформированности универсальных учебных действий каждого обучающегося, при необходимости произвести корректировку.

Таким образом, проектная деятельность – это не только способ диагностики и проверки результата обучения, но и уникальный способ развития и реализации индивидуального образовательного маршрута. В процессе реализации проекта заполняются пробелы в подготовке обучающихся, как результат внутренней мотивации и потребности обучающегося.

Проектная деятельность требует от обучающегося применения всего блока метапредметных компетенций. Для педагога необходимо распределить виды и тематику проектов в соответствии с этапами развития обучающихся таким образом, чтобы «закрывать» проблемные зоны. Кроме того, при выборе тем и видов проектов необходимо руководствоваться в первую очередь познавательным интересом учеников. Тема исследования или проекта должна затрагивать эмоциональную сферу обучающегося, побуждая его к действию и получению результата. Неподдельный интерес обучающихся, их желание выполнять проект, степень самостоятельности и активности, степень включенности каждого в процесс познания нового, являются показателями правильно выбранной стратегии и позволяют определить личностный результат. Использование обучающимися приемов, которыми они овладели ранее, способность трансформировать эти приемы под решение конкретных задач в рамках проекта, позволяют педагогу оценить метапредметный и предметный результаты.


Заключение


В современной образовательной системе педагогическая диагностика является важным инструментом образовательного процесса. В процессе диагностики учитель имеет возможность не только определить объем знаний и уровень сформированности необходимых навыков, уровень развития универсальных учебных действий, но и способность обучающихся применять полученные знания в различных условиях и ситуациях.

Особо необходимо выделить такой метод как проектная деятельность обучающихся. Это не только эффективный метод осуществления образовательной деятельности, но и метод педагогической диагностики, который позволяет педагогу наблюдать за спецификой выполнения проектной деятельности и ее результатами. При этом дает педагогу диагностический материал об особенностях деятельности каждого обучающегося, уровне его познавательного интереса, творческом потенциале, имеющихся знаниях и пробелах в них. Все это позволяет педагогу оперативно реагировать, вносить необходимые коррективы в образовательный процесс, чтобы достичь планируемых результатов установленных ФГОС.

 

 

 

Список литературы



  1. Алексашина Л.Н., Ворожейкина Н.И. История. Планируемые результаты. Система заданий. - М.: Просвещение, 2016.
  2. Артасов И.А. Методические рекомендации для учителей. - М.: Просвещение, 2020.
  3. Визирякина Н.И. Система оценки образовательных результатов на уроках истории и обществознания /Актуальные вопросы модернизации российского образования. Материалы ХХ международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. – М.: «Издательство «Спутник +», 2014. – С.141-144.
  4. Метапредметные и личностные образовательные результаты школьников: Новые практики формирования и оценивания. Учебно-методическое пособие /под общей ред. О.Б. Даутовой, Е.Ю. Игнатьевой. – СПб: Каро, 2015.-160 с.
  5. Навойчик Е.Ю. Проектная деятельность как способ оценки компетентностного результата в обучении истории и обществознанию / Средняя и высшая школа в процессе перехода на новые образовательные стандарты: организаци и оценка проектной деятельности по истории и обществознанию. Материалы Х региональной научно-практической конференции. Омский государственный педагогический университет / Е.Ю. Навойчик (отв. ред.). – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2016. – С. 6-9.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение, 2016.


Нет комментариев

Добавить комментарий