Худобец Ольга Владимировна
Проект открытого мероприятия в 8 классе на тему:
«Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром»
Цель:
Расширить представление обучающихся о том, что значит жить в ладу с самим собой и миром через постижение общечеловеческих ценностей
Задачи:
Образовательная: раскрыть значимость гармонии в отношениях с самим собой и окружающими;
Развивающая – развивать чувство ответственности за свою жизнь, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование навыков анализа ситуаций, мотивов, интересов, поступков других людей;
Воспитательная – воспитывать веру в себя, чувство ответственности за свои слова, мысли и поступки.
совершенствование навыков понимания и принятия себя, отношение к себе и своей жизни с должным уважением, умение быть независимым, отстаивать свои позиции конструктивными способами;
Актуальность
Подростковый возраст — период возрастного кризиса развития, именно от проживания этого кризиса зависит последующее развитие личности подростка. Именно в этом возрасте развиваются нравственные ценности, происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей. Это время перестройки всей социальной ситуации развития обучающегося. Появляется интерес к собственному внутреннему миру, в том числе собственному здоровью, возникает желание понять, лучше узнать самого себя и мир вокруг себя, иметь возможность сформировать адекватную самооценку и ценностное отношение к собственным поступкам и ценностям. Подросток совершает самостоятельные поступки и несет ответственность за них. Но защитные личностные механизмы поведения ещё не сложились, это может принести к глубоким психологическим проблемам, личностным нарушениям, проблемам со стороны психологического здоровья.
Данная разработка предполагает конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими, формировать навыки анализа ситуаций и мотивов в принятии решений как своих, так и окружающих его людей.
Предполагаемые результаты:
В процессе участия обучающиеся получат знания о себе, своих ресурсах, возможностях, овладеют приемами сохранения и укрепления своего психологического здоровья, основами построения образа собственного будущего, основными терминами и понятиями. Формирование умения принимать решения, делать выбор, нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, быть активным субъектом деятельности. Ориентироваться в уникальности своего внутреннего мира, неразрывной связи этого мира с миром внешним, другими людьми. Применять полученные знания в моделировании возможных проблемных жизненных ситуациях.
План проведения:
1. Вступительное слово, строки из стихотворений А. Межирова, Р.Гамзатова
2. Коллаж
3. Работа в группах
4. Представление коллажа каждой из групп, с последующим объяснением
5. Аукцион «Жизненные ценности»
6. Презентация со слайдами высказываний
7. Работа в группах с последующим обобщением
8. Синквейн
9. Примеры составления синквейна
10. Работа в группах с последующим обобщением
11. Рефлексия( наклейка стикеров на доску разного цвета, как уровень эмоционального состояния обучающихся о проведенном мероприятии)
Время проведения – 40 минут
Участники: обучающиеся 8 класса, ведущий, 2 помощника
Инструментарий: мультимедиапроектор, экран, нетбук, слайды, 2 ватмана, журналы, ножницы, клей, стикеры зеленого, желтого и красного цвета, 10 круглых жетонов для каждого участника, корзинки для жетонов,
2 списка нравственных качеств человека (по количеству рабочих столов), бумага для записей, ручки, фломастеры;
Подготовительная работа:
составление презентации с изображениями лотов аукциона,
подбор ярких высказываний, иллюстрирующих тему предстоящего мероприятия
Место проведения: класс
Ход проведения:
На доске написан афоризм: Единственное в мире, что имеет ценность – это деятельная душа. Р. Эмерсон
Вед: Добрый вечер! Сегодня открытое мероприятие «Здравствуйте все, или как жить в ладу с собой и миром». В настоящее время в обществе ощущается дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости по отношению друг к другу. И многие наши беды возникают не по причине злого умысла, а от незнания, неумения выбрать линию поведения в определенной жизненной ситуации.
Послушайте строки стихотворение Александра Межирова:
Нелегок труд заводов и полей,
Но есть работы много тяжелей,
Работа эта – быть среди людей…
И действительно, жизнь человека в обществе - это не только труд, но и множества встреч, диалогов, контактов. Общение между людьми становится все более интенсивным. Как важно уметь в общении не обидеть собеседника, брошенную кем-то реплику умело подхватить и ловко отпарировать, как не вызвать неприязнь окружающих.
Замечательные строки стихотворения Расула Гамзатова:
Чем неискусней меч.
Тем он звенит грознее,
Чем неразумней речь.
Тем говорун шумнее.
Мудрец на мир глядя,
Слов даром не бросает.
Глупец всегда кричит,
Как будто что-то знает…
И Трус, всегда кричит,
Герой молчит достойно.
Вед:
Вы прослушали стихотворения, сделали для себя выводы, я предлагаю вам оформить коллаж.
Коллаж (французкое collage, наклеивание), технический прием в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материала…
Коллаж (работа в группах)
Вы разделены на 2 группы. Перед вами лежат журналы, чистые листы ватмана, ножницы. Разработайте коллаж, где вам нужно объяснить наглядно, что значит быть в ладу с самим собой и окружающими людьми. Отразите в нем взаимосвязь условий, необходимых человеку для обретения внутренней гармонии. Объясните, почему именно так вы изобразили.
Представление коллажа каждой из групп, с последующим объяснением.
Молодцы, вы справились с работой, надеюсь, вам понравилось? Вы готовы продолжить?
Ответы обучающихся
Вед:
И сегодня я предлагаю вам поиграть в аукцион «Жизненные ценности», где вы посредством участия в игре выберите те жизненные ценности, которые вам покажутся наиболее актуальны для вас и необходимы вам в жизни.
Аукцион «Жизненные ценности»
Цель: способствовать осознанию подростками собственных жизненных ценностей и их влияния на формирование личности
Ход аукциона
Вед:
Ф. Ницше говорил: «Лучшее средство хорошо начать день состоит в том, чтобы проснувшись, подумать, нельзя ли хоть одному человеку доставить сегодня радость». Следуя совету Ницше, мне хотелось бы вас порадовать. Представьте, что я – сама жизнь и вольна дать вам то, что доставит наибольшую радость. Подумайте и скажите, чего вы хотите?
Обучающиеся по очереди рассказывают о своих желаниях (мечтах)
Вед:
Русский писатель-прозаик, журналист и сценарист Ю. Нагибин в беседах с друзьями часто повторял: «За все в жизни приходится расплачиваться, ничто не дается даром: ни любовь, ни творческая победа, никакая малость». А чем вы готовы расплатиться со мной (учитывая, что я – это жизнь), чтобы приобрести желаемое? Что можете предложить взамен? И есть ли у вас то, что равноценно желаемому?
Обучающиеся, подумав, предлагают что-то взамен
Вед:
Протоиерей А. Мень говорил, что у человека нет ничего более ценного, чем то, что находится в нем, то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить или измерить. А что невозможно измерить в нас? Только нашу душу, те духовно-нравственные качества, которые как семена, с рождения есть в каждом из нас. По мере нашего роста и развития эти семена в нас либо прорастают, превращаясь в прекрасные растения, дающие плоды, питающие нас самих и всех тех, кто находится рядом с нами, либо вначале прорастают, но без нашего труда и ухода за ними - увядают, либо не прорастают вовсе, так и оставаясь семенами.
Перед вами список духовно-нравственных качеств человека, тех семян, которые есть в каждом из нас. А в конвертах- жетоны, на каждом из которых написано одно из перечисленных качеств. Пожалуйста, внимательно прочитайте список, а затем возьмите из конверта 10 жетонов с качествами, которые, как вам кажется, проросли в вашей душе до цветков, т.е. являются основными качествами вашей личности.
Обучающиеся выполняют задание.
Вед:
У вас есть десять жетонов - это ваш капитал. Они будут своеобразной платой за покупки: покупая вещь, нужно перевернуть жетон. Во время игры перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить». На продажу будут выставляться сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая пара окончательно снята с торгов. Если жетоны «закончатся», вы уже ничего не сможете купить. Вы готовы?
Ведущий объявляет лоты, 2 помощника (обучающиеся) раздают карточки с названиями ценностей.
Список предлагаемых лотов:
Лот№1
шикарный особняк с сауной, бассейном, спортзалом (2 жетона) и новый спортивный автомобиль (1 жетон);
Лот№2
оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего лучшего друга (2 жетона) и полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалеком будущем станет вашей женой (вашим мужем) – 2 жетона;
Лот№3
популярность в любом кругу людей (1 жетон) и один-два (несколько) настоящих друзей (2 жетона);
Лот№4
хорошее образование (2 жетона) и предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона);
Лот№5
крепкая семья (2 жетона) и всемирная слава (3 жетона);
Лот№6
изменить свою внешность или любую черту своего характера (1 жетон) и быть всю жизнь довольным собой (2 жетона);
Лот№7
беззаботная, беспечная, насыщенная удовольствиями жизнь (3 жетона) и постоянное уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона);
Лот№8
чистая совесть (2 жетона) и умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали любой ценой (2 жетона);
Лот№9
чудо, совершенное ради человека, которого вы любите (2 жетона) и возможность заново пережить одно любое событие вашей жизни (2 жетона);
Лот№10
семь дополнительных лет жизни (3 жетона) и безболезненная смерть, когда придет время (3 жетона).
Примечание.
Вед:
Те, кто выбрал беспечную, полную удовольствий жизнь, должны заплатить ещё один жетон дополнительно, ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали (отдать один жетон)
Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда – два лишних жетона, которые вручаются сразу же, ведь в жизни случаются и неожиданные радостные приобретения, о которых говорят - подарок небес (вручить 2 жетона)
Вед: объявляет о закрытии торгов и просит обучающихся, объединившись в группы по 5 человек, обсудить свои покупки, ответив на вопросы:
1. Какой покупкой они больше всего довольны?
2. Пришлось ли пожалеть о том, что чего-то не смогли приобрести?
3. Хотелось бы что-нибудь изменить в сделанном выборе?
Время на размышление 5 минут. После пятиминутного обсуждения каждой группе предоставляется слово для представления сделанных выводов.
Ребята, я акцентирую внимание на том, что нельзя в жизни добиться всего сразу или воспользоваться всеми возможностями, нельзя отменить последствия ранее принятого решения, за все, что в жизни для себя избирает человек, ему придется платить, и во многих случаях цена окажется выше, чем он предполагал.
Вы проанализировали свои «приобретения» на аукционе, а сейчас я предлагаю проанализировать «траты». С жетонов, которые послужили платой за покупки, отклейте верхний белый слой. Вы увидите слова, обозначающие то или иное отрицательное качество человека. У каждого духовно-нравственного качества (которую в православной традиции называют добродетелью), есть свой антипод - противоположность (или, если говорить православным языком – страсть). И закономерность такова: чем больше степень проявления в нас добродетели, тем меньше страсти и наоборот. Если же добродетели нет совсем, то её место заполняется страстью. Недаром русская половица гласит: «Свято место пусто не бывает».
А теперь посмотрите на свои траты: каких нравственно-духовных качеств вы лишились и какие качества приобрели взамен? Подумайте и скажите: стоили ли ваши приобретения той цены, что вы за них заплатили?
Обучающиеся размышляют и отвечают на поставленный ведущим вопрос.
Вед:Ученик Иисуса Христа, апостол Павел говорил: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». То есть человек должен уметь управлять своими желаниями и не иметь их удовлетворение главной целью своей жизни.
А австрийский писатель, критик, автор множества новелл Стефан Цвейг писал: «Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может». Что же имел ввиду С. Цвейг? Что значит «прийти к самому себе», «обрести себя»? Это значит взрастить в своей душе семена нравственно-духовных качеств до прекрасных растений, плодами которых можно было бы накормить любого нуждающегося в этом человека.
Но как обрести себя? Как сделать, чтобы все семена нравственно-духовных качеств взошли? Ответить на этот вопрос могут лишь те, кто смог превратить свою душу в райский сад. Одной из таких людей была мать Тереза Калькуттская. И она оставила людям духовное завещание. Её духовное завещание – это опыт всей её трудной жизни. И мне бы хотелось, чтоб её слова стали для вас нравственным ориентиром в жизни:
Слайд на экране с высказыванием матери Терезы Калькуттской
Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте им
Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях - все равно проявляйте доброту
Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и истинных врагов – все равно добивайтесь успеха
Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас - все равно будьте честны и откровенны
То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно стройте
Если вы обрели безмятежное счастье, вам будут завидовать - все равно, будьте счастливы
Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно, творите добро
Делитесь с людьми лучшим, что в вас есть, и этого никогда не будет достаточно, все равно делитесь лучшим, что в вас есть
Вед:
И на последок предлагаю вам синквейн.
Слайд на экране
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – оценка в художественной форме изученных понятий, процессов, явлений. Это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление
Вед:
Попробуйте составить синквейн на нравственно-духовные качества человека:
Мужество, Доброта
Работа в группах с последующим обобщением
Вед:
Наше мероприятие подошло к концу. Если вы сегодня смогли открыть в себе новое, получили важную информацию, то возьмите зелёный стикер и прикрепите его на доску перед своим уходом. Если разговор показался вам не особенно нужным и интересным – прикрепите желтый стикер. Если же «потерянное время» - это единственное ощущение, оставшееся у вас после нашего мероприятия, то выберите стикер красного цвета.
Спасибо всем за внимание.
Приложение
Нравственно-духовные качества человека и их антиподы
Нравственно-духовные качества человека |
Антиподы нравственно-духовных качеств человека |
Трезвость |
Пьянство, наркомания, курение |
Умеренность в еде |
Обжорство, ненасытность (чревоугодие) |
Половая сдержанность, целомудрие |
Распутство, разврат, блуд, прелюбодеяние, насилие |
Сострадание |
Равнодушие (жестокосердие, бессердечность) |
Доброта |
Злоба |
Любовь |
Ненависть |
Смирение |
Гордыня |
Бескорыстие |
Жадность |
Скромность |
Тщеславие |
Честность |
Лживость |
Жертвенность (самопожертвование, самоотверженность) |
Эгоизм |
Мужество |
Трусость |
Искренность |
Лицемерие |
Литература
1. Журналы. «Воспитание школьника», «Коррекционная педагогика»
2. И. И. Дереклеева «Справочник воспитателя»
3. Интернет ресурсы
4. Мысль в слове: Энциклопедия афоризмов /сост. Э. Борохов. – М, 2010.
5. Научно-популярная литература по этике, психологии, педагогике.
6. Сборник сценариев Дела школьные, под редакцией А.Б.Малюшкина, Е.А.Романовой; творческий центр, Москва 2014;
7. Художественная литература, афоризмы.
Нет комментариев
Добавить комментарий