СТАТЬИ

Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z

Гапизова Марина Васильевна


Секреты эффективного взаимодействия с поколением Z

(выступление на МО воспитателей)




Теория поколений


Для  осуществления  эффективного  педагогического  процесса  необходимо  взаимопонимание,  общая  цель  у  педагога  и  учащегося.  Как  достичь  взаимопонимания,  если  педагог  и  учащийся  представители  разных  поколений?  Может  ли  теория  поколений  помочь  в  этом?




Теория поколений впервые была описана в 1991 году американцами Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом, которые проверили ее на жителях Штатов вплоть до 1900 года рождения. В основу теории поколений Хоув и Штраус положили мысль о том, что поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12—14 лет. Именно до этого возраста у человека формируется собственная система ценностей, которую он потом и проносит через всю жизнь: сборник правил, свод не подлежащих сомнению аксиом. Адаптацию теории поколений для России в 2003-2004 году выполнила команда под руководством Евгении Шамис — координатора проекта Rugenerations. Сегодня проект RuGenerations и его команда продолжают работу. Но уже с новым поколением. Ценности представителей одного поколения, утверждают они, будут одинаковы, что для США с Европой, что для России и Китая. А все потому, что они формируются в детском и юношеском возрасте.
В основу теории поколений лег тот факт, что системы ценностей у людей, выросших в разные исторические периоды, различаются. По мнению сторонников «теории поколений», поколение – это группа людей, рожденных в определенный возрастной период, испытавших влияние одних и тех же событий и особенностей воспитания, с похожими ценностями. Человек этих ценностей не замечает, они действуют незаметно, но во многом определяют поведение человека: как он общается, как решает конфликты и строит команды, как развивается, что и как покупает, что его мотивирует, как ставит цели и управляет людьми. Ценности человека формируются не только в результате семейного воспитания, но и под влиянием общественных событий, всего контекста, в котором он находится в период взросления. Значение имеет все: экономические, социальные, технологические, политические факторы.


Сейчас, по версии RuGenerations, в России живут представители пяти поколений:
• Величайшее поколение или поколение GI (1900–1923 г. р.)
• Молчаливое поколение (1923–1943 г. р.)
• Поколение Беби-Бумеров (1943–1963 г. р.)
• Поколение Х (1963–1984 г. р.)
• Поколение Миллениум или Y (1984–2000 г. р.)
• Поколение Z (c 2000 г. р.)


1. Величайшее поколение или поколение GI (1900—1923)
Базовые ценности людей, принадлежащих к данному поколению, формировались до середины 30-х годов прошлого века. На эти годы пришлись революции, Гражданская война, коллективизация, электрификация. Их отличают трудолюбие, ответственность, вера в светлое будущее, приверженность идеологии, семья и семейные традиции, категоричность суждений.
Люди, принадлежащие к данному поколению, если о чем-то судят, то переубедить их в чем-то действительно очень сложно. Эти люди даже в преклонном возрасте, в 80—90 лет, готовы ходить по инстанциям, чтобы доказывать свою правду. Деньги для них ценностью не являются. Видимо, это объясняется тем, что деньги за время их жизни неоднократно обесценивались, становились бумажками, и люди много раз теряли все, что наживали.


2. Молчаливое поколение (1923- 1943)
Ценности представителей данного поколения формировались до середины 50-х годов. События, которые произошли в данный отрезок времени: Великая Отечественная война, сталинские репрессии, сначала разрушение страны, потом восстановление наложили свой отпечаток на формирование и развитие Молчаливого поколения.
Понятие «семья» для них — святое понятие. Только в семье они могут говорить на любые темы, обсуждать проблемы, потому что родные точно не предадут и не подведут. В остальных же местах они контролируют себя. Отсюда и название поколения — молчаливое. Люди, принадлежащие к данному поколению, уважают законы, должности и статусы других людей, они очень законопослушны.


3. Поколение Беби-бумеров (1943-1963)
Данное поколение названо так в честь произошедшего после войны бума рождаемости. В основе их характера лежит психология победителей. Но их «победное» настроение сильно отличается от настроения поколения Gl и полностью — от настроения «молчаливых». Они росли в настоящей супердержаве, которую боялся и уважал весь мир, которая победила в самой страшной войне, которая покорила космос. И ко всем этим событиям они причастны лично. Гагарин летел в космос не один, вместе с ним на борту космического корабля «Восток» летели все девчонки и мальчишки Советского Союза.
Для этих людей нет непреодолимых барьеров, каждый барьер — это личный вызов. Они оптимисты, нацеленные на постоянное преодоление трудностей и обязательное достижение результата. Для достижения поставленной перед ними цели они не остановятся ни перед чем. Главное для них — победа. При этом представитель данного поколения предпочитает работать в команде, так как именно команда, коллектив, выполняют у него роль той самой супердержавы, в которой он жил в детстве и без которой он ничего собой не представлял. По их мнению, отличительными качествами хорошего человека является активность и любознательность. Ибо потеря активности для них равносильна разрушению фундамента и, фактически, смерти.


4. Поколение Х (1963-1984)
Фоном для данного поколения были «холодная война» и война в Афганистане, застой, наркотики, СПИД, тотальный дефицит, начало перестройки. Прокатившийся в их время по стране бум разводов сделал данное поколение более гибкими в отношениях с людьми, а постоянная занятость родителей- трудоголиков на работе — более самостоятельными. У поколения Беби-бумеров задача заботы о подрастающем поколении не была приоритетной. Напротив, с их точки зрения, чем больше трудностей вставало перед ребенком, тем счастливее он должен был быть. Именно оттуда и пошел «ключ на шее» — символ ранней самостоятельности. Дети сами делали уроки, сами разогревали себе обед, оставленный старшими на плите. Все это привело к тому, что, повзрослев, они превратились в людей, для которых главными качествами стали постоянная готовность к переменам, расчет только на собственные силы, собственный опыт. К чужой помощи представитель поколения X прибегает крайне редко и неохотно.
Человек, принадлежащий к поколению X, — индивидуалист, противник всяческой толпы. Ценности, которые присущи данному поколению: готовность к изменениям, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. Но главная ценность для него — возможность выбора. Если представитель поколения Беби-бумеров был рад работать токарем при условии, что он был лучшим токарем на заводе, то представитель поколения Х такая работа уже не устраивает. Потому что он сам должен выбирать, какие ему детали точить. Лучшая работа для него та, которая позволяет проявить заложенные в нем творческие способности, широту и нестандартность мышления.


5. Поколение Миллениум или Y (1984-2000)
Основные события становления представителей данного поколения — это
распад СССР, частые теракты, новые эпидемии. И все это на фоне самого бурного развития новых информационных, коммуникационных, цифровых и биотехнологий. Люди, принадлежащие к поколению Y, наивны и склонны к работе в команде. Они великолепно ориентируются в компьютерных сетях, как следствие — им легче общаться с единомышленником, проживающим на другом краю планеты, чем с соседом по подъезду. Одно из прозвищ, которым социологи нарекли данное поколение, — «поколение большого пальца», от привычки набирать эсэмэски одним большим пальцем руки, в которой находится мобильный телефон. Разделение на реальное и виртуальное для них вообще довольно условно, они прекрасно «живут» в условиях виртуальной реальности, в блогах и в искусственных компьютерных мирах. Родители баловали их, всячески оберегали, отучали от той самой самостоятельности, которой сами располагали практически неограниченно, поэтому поколение получилось хорошо управляемым, но вместе с тем уверенным в своей ценности. Для них важно немедленное вознаграждение за проделанную работу, поскольку в отдаленную перспективу они не верят. Когда им говорят, что надо поработать десять лет в организации, и ваш труд будет вознагражден обеспеченной жизнью, они отвечают: «Какие десять лет? У нас может быть другая страна через десять лет. Ведь жизнь так быстро меняется. Десять лет назад не было ни смартфонов, ни быстрого интернета. И если для прежних поколений десятилетиями ничего не менялось (а для их предшественников — так и столетиями), в их жизни, кроме стремительных перемен, ничего не было. Они не знают другой жизни.
Но стоит отметить, что долг и мораль в системе ценностей поколения Y занимают гораздо больше места, чем у их предшественников. Они лучше других разбираются в моде. Мода — это вообще их кредо, а цель жизни — получение удовольствия в максимальном размере. Даже спортом они занимаются не для того, чтобы победить или развить тело, а для того, чтобы получить дополнительную порцию положительных эмоций. И лучшим спортивным снарядом для них становится байк, скейт или ролики.


6. Поколение Z (2000-2020)
По мнению учёных, впервые за всю историю люди в столь радикально высокой степени отличаются от своих предков. Поколение Z называют по-разному - центениалы, домоседы, поколение «ЯЯЯ», цифровые люди. Пока сказать о нём что-либо точно сложно, так как ценности даже самых старших представителей поколения Z в процессе формирования. Но предположить, каким оно будет, уже вполне можно. Становление представителей поколения Z происходит в стране, постепенно выбирающейся из глубокого экономического кризиса, обретающей стабильность сетями, слабое погибает, сильное крепчает. Сегодня хорошо видно, что дети, относящиеся к цифровому поколению – они другие. Если они другие – значит они изменились. Если они изменились, то в какую сторону – в хорошую или плохую? Здесь срабатывает давнишний стереотип  - любые технологические изменения вызывают у людей опасения и страхи. В психологии даже дано понятие такому явлению – ювеноя. В этом случае ювеноя связана с интернетом, с его влиянием. Что же это за влияние? Источник ли это опасности, или это улучшение качества жизни? На сегодняшний день ситуация такова, что четких доказательств положительного, либо отрицательного влияния интернета на подрастающее поколение нет.
Но, как отмечает Евгения Шамис: «Уже ясно, что поколение Z будет очень заботиться о безопасности. Пример этому, какой ребенок, рожденный в СССР, не убегал из детсада через дырку в заборе? А сейчас в детсадах пропускная система, и у детей даже мысли такой не возникает. По прогнозам специалистов, это поколение будет внимательно читать инструкции, не задумываясь и без напоминаний пристегиваться в автомобилях и самолетах и изучать список противопоказаний к лекарствам. Они будут теми, кто привнесет новые технологии и интегрирует их в жизнь. Еще студентам поколения Z будет важен не диплом, а сама суть образования».
Кто они, дети поколения Z? Почему их так тяжело понять и как взрослым найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают родители, педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей, общество, педагогов.
О поколении современных детей говорят, что они родились с компьютерной мышью в руке. По данным Marketing Media Review, они действительно намного быстрее и успешнее своих родителей осваивают технические новинки и привыкли, что все должно быть ярким, зрелищным и сенсорным. Дети сейчас фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, а первой игрушкой для них становится компьютер. Те, кому сейчас 30 и более лет, были воспитаны на книгах, но поколение Z мыслит совершенно иными категориями. Максимум, что они могут прочитать – какую-нибудь статью, но гораздо привычнее для них мини-новости, формат твитов и статусов в социальных сетях. Образ их мыслей отличается фрагментарностью, а в некоторых вопросах поверхностностью. Они быстро взрослеют, занимаясь самообразованием в Интернете.
Поколение Z обитает в виртуальном мире – они, в отличие от представителей старших поколений, менее склонны совершать поездки и выходить из своих домов. Виртуальные развлечения выходят на первый план. Растущие в Сети дети привыкли, что их желания в виртуальной реальности всегда исполняются, но, чтобы этого добиться в реальной жизни, часто недостаточно просто нажать на кнопку, поэтому дети поколения Z еще долго будут обеспечивать работой психоаналитиков и психотерапевтов. Они – поколение опытных потребителей, равнодушных к брендам, знающих, чего они хотят и как это получить. А вот как описывает Поколение Z американский детский психолог Шерри Постник-Гудвин: «Они предпочтут текстовое сообщение разговору. Они общаются в сети – часто с друзьями, с которыми никогда не виделись. Они редко бывают на улице, если только родители не организуют их досуг. Они не представляют себе жизни без мобильных телефонов. Они никогда не видели мира, в котором не было высоких технологий или терроризма. Компьютеры они предпочитают книгам и во всём стремятся к немедленным результатам. Они выросли в эпоху экономической депрессии, и от них всеми ожидается лишь одно – быть успешными. Большинство из них очень быстро взрослеют, видя себя значительно старше своих лет».


  Личностные особенности поколения Z

1. Гиперактивность как результат клипового сознания.
Этим детям трудно долго оставаться сосредоточенными на чем-то одном, они очень непоседливы и потому расторможены, гиперактивны. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы с успеваемостью из-за неусидчивости и нетерпеливости, хотя при этом они и могут быть одаренными в каких-то отдельных сферах деятельности.

2 Вторая черта «поколения будущего» − склонность к аутизации.
Речь идет об аутизме не в виде расстройства, а как способ взаимодействия с миром людей, с детства погруженных в себя и неспособных общаться с окружающими, выступает как защита от проблем современного образа жизни, как способ отгораживания от мира, по сути – способ десоциализации.
3. Главный социально-психологический тренд для нового поколения – это инфантилизация.
Подростки будут менее ответственными, менее исполнительными, они не готовы признавать свою вину за срывы и неадекватное выполнение каких-то работ. Но при этом, как дети, будут постоянно ожидать от окружающих и от учителя безусловной положительной оценки всего, что они делают.
4. Характерной чертой поколения Z является отсутствие критичности.
Зачем думать самостоятельно, если можно написать свой вопрос в поисковую строку. Больше не нужно запоминать огромные массивы информации, так как проще воспользоваться знаниями мировой паутины, которая все решит сама. С одной стороны, такие возможности помогают современным учащимся искать большое количество информации, находить ответы и поражать родителей своими навыками. С другой стороны, кажущаяся легкость бытия заражает сознание вирусом некритичности. Потому что учащемуся не нужно больше прилагать усилия, думать самому, создавать что-то с нуля – все уже придумано. Никаких проблем по решению трудных задач, можно просто получить чужие знания во временное пользование.

5. Отличительной чертой поколения Z является «витание в фантазиях».
Психологи сильно обеспокоены тем, что производители детских книг и фильмов стали очень редко использовать в качестве героев обыкновенных животных. На их место пришли роботы, вампиры, зомби, супер-герои и прочие выдуманные персонажи.

6.  У новой молодежи еще больше обострится конфликт отцов и детей, конфликт мировоззренческий. Углубляется разрыв поколений, и то, что дети должны воспринимать от родителей – жизненный опыт и т.д., сейчас они в основном отбрасывают. Для них взгляды родителей безнадежно устарели.

7. Следующий важный момент – исчезает традиционная семья.
Новые формы семейных отношений – это суррогатные формы брака. Это уже не брак гражданский, а так называемая семья выходного дня. Люди вместе не живут, а только проводят выходные.
  Семейный круг, встречи родных тоже будут уходить в прошлое, и лет через 15-20 они станут виртуальными и общаться люди будут по аналогу Skype. Уже сейчас есть молодые люди, которые живя отдельно от родителей (но за их счет), общаются с родителями только по телефону или через сеть. И дело не в отдельно взятых семьях, к сожалению, это закономерность, образ жизни подталкивает молодежь именно к такому поведению.

Многие родители признаются в том, что самое страшное для них на данный момент заключается в том, что у детей абсолютно нет цели. У них есть чувство дисциплины и ответственности, но полностью отсутствует свойственный предыдущим поколениям энтузиазм и тяга к познанию мира. Они ждут лидера, который поведёт их за собой.
Отсюда появляется соблазн убежать от выбора совсем, отвлечься на новомодные развлечения, которые так услужливо предлагает мир.


Литература

1. Коатс Дж. Поколения и стили обучения. М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011.
2. Поколение Z: те, кто будет после / Из интервью А. Сычёвой с психотерапевтом, кандидатом медицинских наук Марком Сандомирским. [Электрон. ресурс] URL: http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1450249/
3. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг Менеджмент. – 2007. – № 6.

Нет комментариев

Добавить комментарий