СТАТЬИ

Национальный проект "Культура" и его реализация в условиях санаторно-лесной школы (тезисы к докладу)

Тимченко Эвелина Анатольевна

Национальный проект "Культура"

и его реализация в условиях санаторно-лесной школы

(тезисы к докладу)


Национальный проект «Культура» разработан в рамках реализации президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», реализация которого началась 1 января 2019 года. Куратор нацпроекта — вице-премьер Ольга Голодец, руководитель — Министр культуры Владимир Мединский (https://www.mkrf.ru/press/news/natsionalnyy_proekt_kultura_plany_i_napravleniya/)

 

Паспорт национального проекта утверждён решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 года.

 

Паспорт нацпроекта разработан Минкультуры России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включает в себя три федеральных проекта: «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры», «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» и «Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры».

Срок реализации нацпроекта: с января 2019 года по 2024 год (включительно).

 

Всего на исполнение нацпроекта из бюджета в 2019–2024 годы планируется потратить 113,5 млрд руб. (из федерального бюджета — 109,7 млрд руб., из бюджетов субъектов РФ — 3,8 млрд руб.). При этом наибольшее финансирование предусмотрено для реализации федерального проекта «Культурная среда» — 84 млрд руб.

 

В рамках проекта при поддержке министерств просвещения и культуры разработан культурный норматив школьника.

Цель проекта — вырастить из школьника культурного человека, разбирающегося в литературе, искусстве и музыке. Проект нацелен на «духовное, эстетическое и художественное развитие школьников и повышение культурной грамотности подрастающего поколения».

Для развития школьников определены 7 векторов:


  • изобразительное искусство
  • музыка
  • литература
  • архитектура
  • кинематограф
  • театр
  • народное творчество.


Культурный норматив — это система, объединившая разрозненные занятия, уроки, программы и экскурсии в комплекс. Существует рекомендательный список по каждому из направлений, но он не является обязательным. Министр культуры Мединский заявил, в учебной программе не должно быть никаких списков для ознакомления (https://www.mk.ru/culture/2019/09/25/kulturnyy-normativ-shkolnika-ischez-s-sayta-minkultury.html).

 

Школы 11 регионов России с 1 октября в пилотном режиме присоединяются к межведомственному проекту "Культурные нормативы школьников", разработанному Минкультуры и Минпросвещения РФ для вовлечения подрастающего поколения в культурную жизнь. В качестве пилотных регионов выбраны Республики Татарстан и Коми, Ставропольский и Краснодарский край, Тульская, Ярославская, Пензенская, Саратовская, Ульяновская, Белгородская и Новосибирская области (https://tass.ru/kultura/6947191).

 

 

Методика освоения культурного норматива включает три части:


  • активная — это посещение выставок, театров и кинотеатров,
  • креативная — проведение мастер-классов, подготовка индивидуальных проектов, встречи с деятелями культуры
  • электронная — самостоятельное изучение произведений на рекомендованных интернет-ресурсах.


По итогам занятий предполагается заполнение «Культурного дневника» с описаниями в нём своих впечатлений от увиденного и услышанного. В конце учебного года запланирована сдача культурного норматива, с ответами на вопросы, составленные по изученным произведениям. По итогам тестирования планируется выдавать бронзовый, серебряный или золотой значок.

 

В нашей школе ещё в 2017 г. начал работу Виртуальный музей.

 

Виртуальный – возможный, условный. Музе́й (от греч. μουσεῖον — Дом Муз) — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Сначала это понятие обозначало коллекцию предметов (экспонатов) по искусству и науке, затем, с XVIII века, оно включает в себя также здание, где располагаются экспонаты.

 

Обучающиеся СОГБОУ «Красноборская санаторно-лесная школа» в силу особенностей контингента (ослабленное здоровье, социальная неблагополучность и педагогическая запущенность учащихся, задержки в развитии, низкий интеллектуальный уровень), расположения школы и её организации не имеют возможности получить необходимые сведения и впечатления в настоящих музеях, доступные их сверстникам, обучающимся в обычных городских школах. Именно для того, чтобы восполнить этот пробел, и предназначен «Виртуальный музей».

 

Цель занятий:

Приобщение через музеи к искусству и отечественной культуре, развитие эстетической отзывчивости, воспитание в духе гуманизма, патриотизма, общечеловеческих ценностей, формирование творческой и созидающей личности. Воспитание умного, чуткого зрителя с хорошим художественным вкусом.

 

Длительность занятия 40 минут, оно включает в себя виртуальную экскурсию в музей, сопровождающуюся показом и/или прослушиванием фрагментов (литературных, музыкальных), помогающих погрузиться в мир искусства.  В конце занятия – обсуждение с контрольными вопросами.


Возможны выходы в музеи Смоленска, на выставки (при материальной возможности).

 

Пример одного из таких занятий, посвящённого творчеству французского керамиста Бернара Палисси.


Презентация с видео фрагментами      здесь .



Тема занятия несколько шире, чем художественная керамика Средневековья. Это проблема ускользающей красоты. Как поделиться тем, что видишь и чувствуешь, с другими людьми? Ведь есть впечатления, которые невозможно зафиксировать на бумаге или холсте. Это в душе, в памяти, в детстве. Если уходишь навсегда, что взять с собой? Что тебе дорого? Родной дом, запах травы, птичьи голоса, ощущение родниковой воды… Всё это не унести с собой, только сохранить в памяти. Здесь на помощь приходит Тарковский с его гениальным «Солярисом» - ребята смотрят небольшой фрагмент «Звуки земли». Как ни странно, дети поняли сложную символику образов Тарковского, почувствовали эмоциональное впечатление. Теперь переходим к Палисси. Обычный человек часто не имеет возможности разделить свои чувства, впечатления с окружающими – у него для этого не хватает необходимых выразительных средств. Другое дело – художник, он может выразить свои впечатления через искусство. Как это делает Палисси? Средствами керамики передаёт своё восхищение красотой окружающего мира. И опять параллель: видео фрагмент с рыбами в воде, переливы цвета и света – и керамическое блюдо Палисси со щукой, «стоящей в воде».



Разумеется, ребята узнают и о непростом творческом пути средневекового художника-керамиста. Но главное здесь – не только узнать, но прежде всего почувствовать, пропустить эмоциональные образы искусства через себя, уметь не только смотреть, но и видеть.

Любое занятие виртуального музея – это действо, по возможности вовлекающее ребят в сопереживание, соучастие, получение различных впечатлений, побуждающее к размышлениям и, надеюсь, пониманию искусства. Дети с нетерпением ждут эти занятия и очень огорчаются, если виртуальная экскурсия «срывается».

Таким образом, в нашей школе ведётся успешная работа по реализации национального проекта «Культура». Мы не ведём дневников и не выдаём значки, мы делимся художественными впечатлениями, знакомимся с ценностями мировой культуры, мастерами и художественными ремёслами. А главное, получаем удовольствие от встречи с ПРЕКРАСНЫМ.

Нет комментариев

Добавить комментарий