СТАТЬИ

Использование технологии коллективного творческого воспитания как средства формирования и развития классного коллектива

Использование технологии коллективного творческого воспитания
как средства формирования и развития классного коллектива


                     Составитель: Радговская Тамара Мухсиновна, воспитатель


Создание и освоение быта группы обучающихся, развитие её коммуникативного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь самих воспитанников. Их взаимодействие разворачивается в процессе жизнедеятельности группы, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно-практическую деятельность, духовно-практическую деятельность, спорт, досуг, игру. Каждая из этих сфер в той или иной степени предоставляет школьнику условия для его саморазвития, которые подкрепляются совместным развитием одноклассников, основанным на их активном взаимодействии.
Взаимодействие в группе - это организация совместных действий взрослых, воспитанников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы .
Перечисленные выше сферы жизнедеятельности, конечно, пересекаются между собой: общение непременно присутствует в любой совместной деятельности одноклассников, познание может осуществляться в процессе игры, предметно-практическая деятельность нередко является одновременно и ценностно-ориентационной и т.д.
Но главное пересечение этих сфер заключается в том, что в каждой из них активность отдельного "Я" так или иначе связана с активностью общего "Мы".
Однако сама по себе эта связь может и не возникнуть: для этого нужны специальные педагогические действия. Такие условия воспитателю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).
Многолетний опыт показывает, что методика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50-х гг. прошлого века, может служить прекрасным инструментом социального воспитания в школьном коллективе.
Конечно, педагогу легче осуществить идеи КТД, когда вся школа работает по этой методике. Но можно с уверенностью сказать, что, если грамотно и последовательно применять ее в отдельно взятой группе, она поможет и воспитателю, и его воспитанникам более успешно решать общие для коллектива группы задачи, создавать в коллективе более благоприятные условия для социализации ребят, и в первую очередь - для их развивающего взаимодействия.
Познакомимся с моим опытом применения технологии КТД, которую можно использовать для организации любой совместной деятельности в группе.
Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия:
- коллективное целеполагание,
- коллективное планирование,
- коллективную подготовку,
- коллективное проведение,
- коллективный анализ и последействие.

Коллективное целеполагание
Цель: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.
Главные моменты этапа
1. Диагностика уровня интересов, потребностей и возможностей воспитанников.
2. Продумывание воспитателем воспитательных возможностей предстоящей деятельности, вариантов, содержания и форм взаимодействия.
3. Выдвижение, осознание и принятие ребятами общей цели совместной деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности и работающей на развитие коллектива группы, на радость и пользу людям.
4. Гибкая позиция воспитателя как координатора личностных, групповых и коллективных интересов и носителя идей, ведущих к обсуждаемой цели. Если уровень развития коллектива класса достаточно высок, эти функции выполняют сами ребята.
Опираясь на эти моменты, воспитатель сможет помочь группе в формировании коллективного и индивидуального опыта самоопределения, соотнесения мнений и ценностей.

Коллективное планирование
Если первый этап прошел более или менее успешно, т.е. выдвижение и принятие общей цели состоялось, то его логическим продолжением служит этап коллективного планирования взаимодействия.
Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать.
Главные моменты этапа
Главное требование - разумность, реальность и четкость составляемого плана. Независимо от содержания планируемой деятельности воспитателю вместе с ребятами необходимо определить следующее:
- из каких этапов, логических компонентов будет состоять общее дело;
- какие задания в соответствии с этими компонентами надо выполнить;
- кому лучше всего поручить эти задания и кто проявляет к ним интерес;
- кому доверить руководство Делом - официальному активу группы, временному совету дела или микрогруппе;
- что и когда должно быть сделано во время подготовки; где, когда и как будет проходить это дело; кого мы хотим привлечь в качестве помощников, гостей и т.п.
Если планируется какой-то праздник, событие, то помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий этого дела.
Вместе с тем, классный руководитель должен иметь достаточно богатую копилку идей, форм и приемов.
Возможные формы и приемы организации коллективного планирования, которые я использую в своей педагогической практике
«банк идей» (копилка интересных предложений - индивидуальных и групповых);
«защита – проектов» микрогруппами;
«разведка дел» (поиск микрогруппами или отдельными ребятами интересной и полезной информации по заданным советом дела направлениям: что и где можно приобрести для готовящегося дела, к кому обратиться за помощью, кому оказать помощь и т.п.);
«мозговой штурм»;
«экспресс-газета» с обязательными рубриками «Микрогруппы предлагают» и «Я предлагаю».
Подчеркну, что этапы коллективного целеполагания и коллективного планирования тесно взаимосвязаны и могут проводиться сразу друг за другом, без временного интервала. Поэтому формы и приемы этих этапов пересекаются и дополняют друг друга.

Коллективная подготовка
Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.
Главные моменты этапа
1. Определение оптимального времени подготовки дела.
Временные рамки этого этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка.
По моим наблюдениям, оптимальное время подготовки - несколько дней: этот срок позволяет ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости или привыкания.
2. Поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность.
Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. С целью создания атмосферы завтрашней радости использую такие приемы, как прием «Сменный календарь» в классном уголке ("До Дня святого Валентина осталось…"), оперативные пятиминутки с сообщениями о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение.
3. Определение степени помощи классу в процессе подготовки дела.
Позиция педагога на этом этапе может быть разной в зависимости от уровня развития коллектива и опыта взаимодействия воспитанников. Если такие групповые качества, как организованность, интегративность и волевая устойчивость, достаточно выражены в группе, педагог может выступать и как член "совета дела", и даже как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если же уровень развития класса недостаточен, то целесообразны такие позиции классного руководителя, как "организатор" и "координатор" коллективной подготовки. Однако ни в коем случае нельзя брать все на себя: не только потому, что это развивает у ребят потребительские, иждивенческие настроения, но и потому, что тем самым тормозится развитие опыта их взаимодействия.
4. Распределение творческих поручений на этапе коллективного планирования должны выполняться ребятами добровольно, по желанию. Согласно моим наблюдениям, в том случае, если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между воспитанниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) - это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.
Создаю временные смешанные творческие группы («Пресса», «Сюрприз», «Внешние связи», «Оформление»), это способствует взаимодействию одноклассников, раздвигает рамки устойчивых, постоянных микрогрупп и обогащает коммуникативное пространство коллектива.  



Этап подготовки КТД Всероссийская акция «Все для Победы!» в преддверии 23 февраля – готовим поздравительные открытки. Микрогруппа «Художественный совет».

Этап подготовки КТД «8 марта – День Чудес!» – готовим классную комнату к проведению праздника. Микрогруппа «Санитары».


Этап подготовки КТД «8 марта – День Чудес!» – готовим поздравительные открытки для работников школы. Микрогруппа «Сюрприз».
5. Координация взаимодействия микрогрупп и отдельных школьников при выполнении творческих поручений.
Мастерство воспитателя на этом этапе будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими заданиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы.
Если кто-то не хочет участвовать ни в одной из творческих групп и вообще не проявляет к общему делу ни малейшего интереса, необходимо выяснить причины такой индифферентности: вполне может оказаться, что ребенок не уверен в себе из-за своей застенчивости или низкого статуса в группе. В этом случае ему необходима «точка опоры», т.е. поддержка и подкрепление его чувства необходимости коллективу или лично воспитателю.
6. Индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.
Состав «советов дел» и творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного времени.
Воспитатель должен помнить, что каждому школьнику полезно попробовать себя в разных ролях: генератора идей, организатора, творческого исполнителя, виновника торжества. Эти роли формируют его разнообразный опыт взаимодействия, обогащают его "образ Я" и раскрывают его порой с самой неожиданной (позитивной) стороны. Решение этих моментов увеличивает воспитательные возможности этапа подготовки и способствует формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и кооперативного взаимодействия - сотрудничества.
Формы и приемы организации коллективной подготовки, которые я использую:
«тайная операция» (если дело готовится в виде сюрприза для виновников торжества),
«творческий десант» (если время на подготовку строго ограничено), текущие отчеты творческих групп о ходе подготовки, фиксирование этого хода в классном уголке,
«обмен творческими поручениями», «спецзадания» для пассивных ребят.

Проведение КТД
Цель: реализация спланированной деятельности.
Главные моменты этапа проведения КТД: такие, как и на предыдущих этапах.
Для организации активного взаимодействия в коллективе в процессе данного этапа использую следующие формы.
«Путешествие»: эта форма взаимодействия предполагает наличие определенных «станций», по которым перемещаются микрогруппы, последовательно выполняя связанные общей темой творческие задания.
Примеры проведенных «путешествий»: «Путешествие в Смехоград», «Читай-город», «Путешествие-практикум», «Университет таинственных явлений».
«Защита»: форма взаимодействия в процессе подготовки микрогруппами общего для всего класса задания по определенной теме и последующего представления-презентации результатов своего творчества.
«Защита» может быть индивидуальной, тогда взаимодействие осуществляется только на этапе проведения и выглядит как взаимопознание и взаимоподдержка.
Примеры «защит»: «Урок моей мечты», «Послание потомкам», «Любимая книга», «Эстафета любимых занятий».
«Эстафета»: форма, в ходе которой взаимодействие воспитанников происходит в процессе совместно-последовательной деятельности, когда каждая микрогруппа или каждый школьник выполняет свою конкретную часть общей работы, общего задания.
В этой форме КТД очень важно, чтобы фрагменты общего задания, выполняемые группами или отдельными ребятами по очереди, пересекались, т.е. продолжали друг друга, не прерывая общую канву. Таким образом, взаимодействие происходит не только внутри микрогрупп, но и между ними, что формирует опыт толерантных взаимоотношений и уважения к чужому труду.


Этап проведения КТД «8 марта – День Чудес!» – защита «Поздравительная стенгазета от 5-го класса.
«Лотерея»: форма, в ходе которой творческие задания не продолжают друг друга и необязательно связаны общей темой; каждая микрогруппа или школьник получает произвольным образом свое задание и выполняет его независимо от остальных (совместно-индивидуальная деятельность).
Примеры «лотерей»: «Концерт-ромашка», «Мини-театр».
«Ролевые игры»: при этой форме КТД взаимодействие осуществляется в процессе совместной реализации какого-то сюжета и выполнения участниками определенных ролей.
Примеры «ролевых игр» в классе: «Школа менеджера», «Турнир телекомментаторов», «Посиделки».
КТД общения: это особая форма КТД, в которой приоритет отдается коммуникативной стороне взаимодействия, т.е. «чистому» общению - как деловому, так и неформальному.
Примерами могут служить дискуссия, «Круг знакомств».
«Бой»: само название говорит о том, что эта форма основана на состязании участников - межличностном или межгрупповом. В последнем случае активное взаимодействие разворачивается внутри микрогрупп, но это не должно сопровождаться болезненным соперничеством и приводить к противостоянию и агрессивным отношениям между ними.
Примеры «боев»: «КВН», «Что? Где? Когда?», «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальная викторина».
Описанные типы форм КТД могут пересекаться и комбинироваться.

Коллективный анализ
Этот этап совместной деятельности так же, как коллективное целеполагание и планирование, может относиться не только к какому-то конкретному делу, но и ко всей жизнедеятельности класса. В этом случае коллективный анализ проводится в конце недели, четверти, года и направлен на коллективную рефлексию (осознание, обсуждение) пройденного отрезка совместного пути. Но при варьировании содержания и целей коллективного анализа правила жизнедеятельности класса, приемы формы его проведения могут быть теми же, что и в анализе конкретного дела. Поэтому подробнее остановимся на последнем.
Навыки коллективного анализа не только позволяют ребятам лучше организовать совместную деятельность, но и формируют их рефлексивный опыт, развивают их способности к самоанализу. С этой точки зрения этап коллективного анализа является наиболее важным и значимым в технологической цепочке КТД.
По моим наблюдениям, в какой бы форме ни проводился коллективный анализ, воспитатель должен высказывать свое мнение последним, чтобы не индуцировать вольное или невольное «подстраивание» ребят под свою точку зрения.
Успешность взаимодействия на этапе коллективного анализа во многом зависит от времени его проведения. Если речь идет о конкретном деле, то, конечно, проводить анализ лучше всего сразу же или с минимальным перерывом (например, на следующий день) пока свежи впечатления ребят и не угас их интерес к прошедшему событию.
Не меньшее значение имеет и разумный выбор формы коллективного анализа, которая зависит не только от времени этого этапа, но и от специфики самого дела, от возраста ребят и индивидуальных особенностей группы.
Возможные формы и приемы взаимодействия на этапе коллективного анализа: «Круг друзей», «Вече».
Преимущества данной формы в том, что «Круг» вовлекает в обсуждение каждого, формирует умения ребят слушать друг друга, аргументировано высказываться и соотносить свое мнение с другими.
Ограничение заключается в том, что эта форма коллективного анализа требует достаточного времени и делового настроя класса.




Этап коллективный анализ КТД «Участие в областном конкурсе «Сударыня Масленица» –коллективная творческая работа.
Часто на этом этапе бывает трудно создать обстановку, располагающую ребят к серьезности и откровенности. Не каждый школьник без привычки может заставить себя высказать свое мнение, не повторяя высказываний других. В этом случае использую прием «продолжи предложение», «ответь на вопрос»:
Мне понравилось сегодняшнее дело, но…
Мне оно не понравилось, но…
Я бы изменил (добавил, убрал)…
Кому мы принесли сегодня радость и пользу?
Как я оцениваю свое участие?
Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?
Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то?
Кому я сам принес радость и пользу?
Кому бы я сказал спасибо и за что?
Что я открыл сегодня в себе, в одноклассниках?
«Время на шум». Преимущества данной формы в том, что она позволяет провести обсуждение весьма оперативно и вместе с тем создает условия для большей защищенности ребят, так как их основное взаимодействие происходит внутри микрогрупп.
Ограничение этой формы в том, что не всем ребятам гарантируется проявление их собственной позиции - внутри микрогрупп инициативу обычно берут самые активные, ведь «время на шум» ограничено несколькими минутами. Эти же активисты чаще всего берут на себя роли «спикеро» от своих групп, когда наступает время сообщать классу общее мнение микрогруппы.
«Экспресс-газета»: все желающие записывают свои ответы и мнения на заранее заготовленном листе бумаги. Главное преимущество такой газеты в том, что она может заполняться параллельно с самим делом и не требует специального времени и какой-то организации. Максимальны личностная свобода и самовыражение, но это же накладывает ограничение на взаимодействие одноклассников.
«Газета-мозаика»: каждая микрогруппа получает красочный лист, на котором надо быстро записать групповое мнение. Затем эти фрагменты склеиваются в общую «мозаику» без предварительного озвучивания - каждый может прочесть, что думают другие одноклассники. В этом случае необходимо отвести в газете место для индивидуальных точек зрения: «Особый взгляд».
«Цветопись»: форма, при которой каждый отмечает тот или иной цвет своего настроения.Преимущества этой формы в ее быстроте и наглядности, а ограничения - в поверхностности (выявляется только эмоциональное отношение ребят к деятельности) и отсутствии взаимодействия.
«Лица». Эта форма коллективного анализа аналогична предыдущей, только вместо цвета спектра ребята должны отметить свое настроение с помощью рисунков, изображающих то или иное настроение.
И в том и в другом случае коллективный анализ помимо указанных выше целей и задач выполняет еще одну очень полезную для воспитателя функцию: он играет роль обратной связи во взаимодействии педагога с классом и является одним из важнейших аспектов диагностики социального воспитания.
Этап последействия
Цель: укрепление системы воспитательной работы в классе (совместные дела и события не должны выглядеть разрозненными «лоскутами»), и выстраивание ближних и дальних перспектив. Ребята должны осознавать неслучайность проведенного дела, его значение в реализации еще не осуществленных планов: это углубляет, обогащает рефлексивную и содержательную стороны сегодняшнего взаимодействия и создает эмоциональный настрой на взаимодействие завтрашнее.
Используемая мною форма «Мостик в будущее» выполняет и роль коллективного целеполагания, замыкая тем самым технологическую цепочку КТД. Этому способствуют следующие вопросы, включенные в коллективный анализ:
Что из придуманного, сделанного, открытого нами сегодня можно использовать в дальнейшем?
Для кого это может оказаться интересным и полезным?
Какие сегодняшние достижения мы хотели бы развить и закрепить в классе? Что бы мы желали сделать своими традициями?
Какие проблемы, возникшие в процессе нашего взаимодействия, требуют разрешения в дальнейшем? Что для этого можно сделать?
Технологическая цепочка КТД работает и в процессе решения проблем, постоянно возникающих в жизни класса: это хозяйственные и финансовые вопросы, режимные моменты и так далее.
Я считаю, что среди способов организации совместной деятельности школьников технология коллективного творческого воспитания наиболее теоретически обоснована и практически опробована.


Список литературы
⦁ Вопросы методики Иванова / Под ред.С. Соловейчика. Киров, 1990
⦁ Иванов И.П. "Энциклопедия коллективно-творческих дел". М.: Просв., 1989.
⦁ Иванов И.П. Коллективное творческое дело. Киров, 1990
⦁ Иванов И.П. Методика Коммунарского воспитания. / И.П. Иванов Просвещение 1990. - с. 59-63.
⦁ Караковский В. Воспитательная работа в школе. / В. Караковский // КТД 2008 - №1. С. 103-106.
⦁ Управление современной школой. / Под ред. М.М. Поташника. - М., 1992.
⦁ Ямбург Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель. М., 1997

Нет комментариев

Добавить комментарий